09.08.2018 | 09:37

В ГМИИ им. А. С. Пушкина готовятся к выставке "Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо"

В Музее изобразительных искусств имени Пушкина идёт подготовка к выставке «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо», которая откроется в сентябре. Прежде чем экспонаты представят публике, им предстоит пройти через руки реставраторов. О том, как современные технологии продлевают жизнь старинным произведениям искусства, расскажет Станислав Анисимов.

Реставрация японского свитка эпохи Эдо начинается с детального изучения фактуры рисунка. Этот микроскоп увеличивает изображение в 20 раз. Так становятся заметны все повреждения: трещины, осыпавшаяся краска. Хранятся свитки в свернутом состоянии, поэтому и появляются механические дефекты. От влаги же он надежно защищен специальным футляром. «Он сделан из дерева Павловния, оно легкое, дышит, обладает особыми гигроскопическими свойствами, в нашем капризном климате и в японском эти вещи не покрываются плесенью», - рассказала хранитель коллекции восточной графики ГМИИ им. Пушкина Айнура Юсупова. 

Для укрепления красочного слоя используется ультразвуковой распылитель раствора. При помощи этого устройства реставратор наносит на холст клеевой состав. Чтобы убрать складки на ткани, свиток помещают в увлажнительную камеру для обработки паром под низким давлением. Реставрация гравюр - дело не менее хлопотное. В помощь специалистам полиграфический пресс. Под давлением листы выравниваются и уплотняются. «Эти листы состоят из трех фрагментов, на каждом свой инвентарный номер, это листы из альбомов, которые сворачивались вот в такие гармошки», - комментирует заведующая мастерской реставрации графики Отдела реставрации и консервации ГМИИ им. Пушкина Марина Фролова.

Реставратор тонирует поврежденные и выцветшие места акварельными красками. От яркого света японские гравюры выгорают. И на выставке это учтут. Экспозиция будет меняться. Месяц работа находится в зале, год в запаснике, где созданы все условия для бережного хранения хрупкого японского искусства.

Новости культуры