08.08.2018 | 11:00

Башкирские художники создают этюды. О пленэре в Верхоторе

Пленэр в Верхоторе. В Башкирии художники из нескольких городов съехались в небольшое село на этюды. Как идет творческий процесс увидел Александр Колинченко.

Это только в глазах обывателей и детей полуденное небо одинаково голубое на весь небосвод. Меж тем его цвет меняется. Чем ближе к горизонту, тем светлее и теплее. «Загрязненный воздух тоже дает свое. А чем выше, тем темнее, тем ярче, голубее», - говорит художник Радик Ишмухаметов.

Какими только не были небеса на полотнах двух десятков художников. Из разных городов Башкирии они приехали сюда, в небольшую деревушку Верхотор Ишимбайского района. Писать на природе это совсем не то, что в мастерской. И дело вовсе не в романтике и насекомых, которые тоже вносят свою лепту в красочные слои. Именно на пленэре оттачивается искусство живописца. Работать надо быстро, чтобы успеть передать чуть ли не ежеминутно меняющееся состояние природы. «В мастерской ремесло получается, а здесь это искусство, живопись», - уверен художник Радик Ишмухаметов.

Два долгих года художница Вера Шаригина мечтала организовать этот пленэр. Вложила даже собственные деньги, лишь бы он состоялся именно здесь, в Верхоторе. «Потому что села с такой историей нет больше», - говорит она.

О былом величии Верхотора уже на въезде говорит табличка. Когда здесь работал медеплавильный завод, который закрылся чуть более ста лет назад, население деревни составляло пять тысяч человек. Теперь едва ли переваливает за 900. Сотовая связь здесь бывает в хорошую погоду и только в особых местах. Например, рядом со столбом возле Дома культуры. Главная достопримечательность - церковь Рождества Богородицы - построена ровно 230 лет тому назад, а еще старинный мост середины 19 века. Е

Есть очень убедительная версия, что плащ американской Статуи Свободы был выкован из верхоторской меди. Дело в том, что французы, подарившие американцам на 100-летие независимости эту статую, заказывали красную медь в России. В то время она выплавлялась в основном в Башкирии. Из четырех заводов тогда работал только один -Верхоторский. А это кирпичное здание - его главный, как сегодня говорят, офис. Здесь прохладно даже в самый жаркий день. Толстые кирпичные стены и сводчатые потолки привлекли и художников.

Кто знает, что просуществует дольше - эти стены или какая-то часть из полусотни этюдов, написанных башкирскими художниками во время этого пленэра. Какие-то из работ, возможно, станут основой для создания больших полотен, а какие-то и так хороши. 

Новости культуры