02.08.2018 | 09:15

Новые правила кинопоказа вызвали неоднозначную реакцию в среде кинематографистов

Сегодня представители киноиндустрии обратились с открытым письмом к Владимиру Путину с просьбой повлиять на введение новых правил кинопоказа. В конце июля Госдума приняла поправки к закону «О господдержке кинематографии». С подробностями Станислав Анисимов.

Кинематографическое сообщество обеспокоено поправками к закону о государственной поддержке кинематографии. До сих пор на любом проходящем в стране кинофестивале фильмы можно было демонстрировать без прокатного удостоверения, но новый закон усложнит такой показ, считают представители киноиндустрии. Прежде всего из-за того, что меняются требования к фестивалю. Это обязательное наличие конкурсной программы и сроки проведения показов - не более 10 дней, а демонстрация картины возможна, если она была снята не больше года назад. В Минкульте уверены - новые требования изменят ситуацию к лучшему.

«Все международные фестивали будут иметь возможность показывать фильмы без прокатного удостоверения, как российскую программу, так и международную. Это нововведение облегчит работу кинофестивалей, снимет невероятное напряжение на любой оргкомитет», - говорит директор Департамента кинематографии Ольга Любимова.

Обеспокоены новыми поправками организаторы независимых кинофестивалей и многочисленных ретроспективных показов, которые не подходят под новые фестивальные критерии министерства культуры. Классика кино может просто исчезнуть из репертуара кинотеатров. Для каждого фильма в ретроспективе потребуется прокатное удостоверение. Это касается как отечественных фильмов, снятых после 1947 года, так и зарубежных.

«На каждый такой фильм нужно выкупить права, сделать русские субтитры, может даже изготовить копию и плюс получить прокатное удостоверение. Зачем, ведь фильм не выпускается в прокат? Это абсолютно абсурдный закон», - отмечает кинокритик Андрей Плахов.

Новый закон может коснуться и прямых трансляций театральных постановок. Такие показы проходят более чем в 35 городах России. На экранах кинотеатров у зрителей есть возможность в прямом эфире увидеть спектакли Комеди Франсез, Метрополитен-опера и Большого театра.

«Окно показа, которое нам представляет правообладатель, составляет 22 дня. В настоящее время получение прокатного удостоверения - это примерно месяц, реальные сроки. На сайте Госуслуг озвучен срок две недели. Даже если это и так, то в период с 17 декабря до 22 января мы должны уложиться», - объясняет основатель проекта Theatre HD Надежда Котова.

Бюрократическая процедура получения прокатного удостоверения может создать проблемы при подготовке нового сезона трансляций. Организаторы могут просто не уложиться в сроки, отведенные правообладателями спектаклей.

«Уведомлять министерство культуры в Госуслугах о планируемом показе - это реально, получать прокатное удостоверение по той формулировке - нет», - продолжает Надежда Котова.

Представители киносообщества считают, что новые правила избыточны и могут негативно отразиться на ретроспективах и образовательных программах при культурных центрах, киношколах и музеях.

«Прокатное удостоверение - для проката. Для показов коммерческих, некоммерческих, в рамках образовательных учреждений - не нужно никаких дополнительных урегулирований кроме двух. Это отношения с правообладателями, если они есть, если фильм не находится в общественном достоянии, эти отношения регулируются 4 частью Кодекса Российской Федерации, и если вы продавали билеты, то это регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации», - рассказывает заведующий отделом кинопрограмм Государственной Третьяковской галереи Максим Павлов.

В министерстве культуры уверены - поправки в закон о поддержке кинематографии не ущемляют права участников кинорынка. Напротив, созданы равные условия для демонстрации фильмов. А получить прокатное удостоверение станет проще.

«Благодаря этому закону облегчится путь получения прокатного удостоверения. Нет необходимости сдавать копии в Госфильмофонд, монтажные листы, набивший всем оскомину штампик, и только с ним приезжать к нам. Вот этого больше не будет», - отмечает директор Департамента кинематографии Ольга Любимова.

Показ киноклассики все более востребован. Представители киносообщества надеются на то, что здравые предложения будут приняты во внимание. Ведь исчезновение из репертуара ретроспективных кинопоказов лишит аудиторию доступа к истории мирового и отечественного кинематографа.

Новости культуры