18.07.2018 | 10:20

"Душа московских улиц": открылась фотовыставка о Москве 50-х – 60-х годов

«Душа московских улиц». Выставка под таким названием открывается сегодня в центре фотографии братьев Люмьер. На снимках Владимира Степанова - столица, какой ее уже мало кто помнит.

Москва конца 50 - начала 60-х годов в объективе Владимира Степанова – это город надежды, мира и добра. После войны прошло совсем немного, да и автору порядка двадцати.

«Вы здесь не найдете ни одной постановочной фотографии. Все это кусочек из ленты времени, выхваченные фотоаппаратом», – говорит автор снимков, фотограф Владимир Степанов.

Человека с фотоаппаратом на улице и сегодня часто воспринимают как врага, говорит Степанов. Тогда – тем более. Однажды Владимир снимал около ГУМа и какая-то пожилая дама начала за ним следить, как за шпионом.

«Старуха дошла за мной до Красной площади. Вот здесь есть фотография – регулировщик ГАИ стоит – и он был ко мне доброжелателен, улыбнулся. Тогда старуха ушла – на этот раз ей шпион не попался», – вспоминает Владимир Степанов.

Эти фото – ностальгические документы времени. Москва в основном двухэтажная, с повсеместным деревенским бытом, район Воробьевых гор – далекое Подмосковье.

«Там вот наверху сияющий город – как говорил про Сан-Франциско Рейган. А здесь полный мрак – это видно очень хорошо. Но в университет шли отсюда, снизу, в чем и парадокс данной фотографии», – рассказывает Владимир Степанов.

Эти барышни на Чистопрудном бульваре укрываются от апрельского солнца. Владимир Степанов разглядел, когда это было – на газетном фото Фидель Кастро произносит речь с трибуны мавзолея. Приметы «оттепели» – Фестиваль молодежи и студентов. Выставка промышленных товаров США в Сокольниках. Поражают не только шикарные машины.

«Опились кока-колой все. Америка же – это кока-кола, жевательная резинка, еще там чего-то. Кока-колу пили там, наливали в какие-то бутылки, приносили домой, угощали всех, кому хватило», - продолжает Владимир Степанов.

Как одевались, какими были вывески, лужи, лица. Только знающий скажет: этот мужчина с авоськой, гамаком и сачками, скорее всего, собрался на дачу. Для Владимира Степанова детали – возможность фантазировать.

«Это стиль итальянского неореализма, когда "на окошке пук белья, за окошком клизма – вот вам признаки, друзья, неореализма". Вот он вживую: девочка, которая отвалила от родителей, без спросу побежала, мамаша с ребенком. Самая невероятная картина – это тетка вне квартиры, но нет стены – она повесила белье и сидит сторожит – чтобы злодеи-соседи не утащили», - показывает Владимир Степанов.

Это – город, которого теперь нет. И который останется навсегда в кадрах, подсмотренных случайно.

Новости культуры