03.07.2018 | 18:52

"Архитектор Сильвио Данини – последний придворный архитектор"

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева впервые в Москве проводит выставку, которая рассказывает о жизни и творениях выдающегося петербургского зодчего итальянского происхождения - «Архитектор Сильвио Данини – последний придворный архитектор». Этот музейный проект приурочен к 150-летию со дня рождения императора Николая II, столетию гибели царской семьи и 150-летию со дня рождения С. Данини. Основу выставки составили фотографии из фондов Музея архитектуры, чертежи из Музея-заповедника «Царское село», а также материалы, сохранившиеся в блокадном Ленинграде и предоставленные семьей архитектора.

О выставке рассказывает ее куратор Мария Рогозина, заведующая отделом научного фотокаталога Музея архитектуры.

Сильвио Данини – выдающийся петербургский архитектор конца XIX – первой половины XX века. К сожалению, он был незаслуженно забыт почти на целое столетие: в советское время было опасно афишировать связи с императорской фамилией.

Портрет Сильвио Данини
Фотография, 1890-е

 

Судьбу начинающего архитектора предрешило приглашение академика архитектуры А.Ф. Красовского принять участие в реконструкции помещений Зимнего дворца для молодой императорской четы Николая II и Александры Федоровны. Эти работы в качестве помощника А.Ф. Красовского приблизили Данини к придворному кругу.

С. Данини
Проект камина в Зимнем дворце. Фасад. План. 1896
Бристоль, карандаш, тушь, гуашь
Государственный музей-заповедник «Царское Село»


Творческий путь С.А. Данини неразрывно связан с Царским Селом. В 1896 году он был назначен архитектором Царскосельского дворцового управления, а 5 октября 1911 ему уже присвоили звание архитектора Высочайшего Двора. На рубеже столетий Данини постоянно занимался переоборудованием, ремонтом и переделками в Александровском дворце, создал комфортную и уютную среду в личных покоях императорской семьи. За это время он ввел там и немало технических усовершенствований. Император Николай II высоко ценил Данини и называл его «наш архитектор».
 

С.  Данини
Проект киота в Опочивальне наследника цесаревича Алексея в Александровском дворце 1913 (?)
Бумага плотная, акварель, карандаш
Государственный музей-заповедник «Царское Село»

Александровский дворец был построен в 1792–1796 годах по проекту великого архитектора Джакомо Кваренги. Искусствовед Г. Лукомский, написавший в 1918 году первый путеводитель по дворцу, тонко заметил: “чувство” Италии, все величие классической архитектуры, постигается здесь и ныне, совершенно так же, как 150 лет тому назад! Тоскующие по “итальянскому” могут и теперь получить минуты большого наслажденья, любуясь этой, исполненной сладчайших линий античной архитектуры, колоннадой». У Данини тоже было это «чувство Италии», оттуда были его предки, и Сильвио несомненно помнил рассказы отца о своей чудесной родине, Мантуе (сам архитектор был в Италии только летом 1914 года и относительно недолго). К Александровскому дворцу Данини относился особенно трепетно, стремясь передать «чувство Италии» при создании террасы, переделках комнат и зала.

С.  Данини
Проект расположения занавеси на Полукруглой террасе дворца. 1897
Картон серый, гуашь, тушь, акварель
Государственный музей-заповедник «Царское Село»

С.  Данини.
Проект Полукруглой террасы на садовом фасаде дворца. Фасад. 1897 (?)
Картон серый, тушь, гуашь
Государственный музей-заповедник «Царское Село»

Даже в проекте реконструкции Концертного зала Данини пытался сохранить работу Кваренги. К сожалению, реализован был проект архитектора Р.Ф. Мельцера, и зал уничтожили. Декорацию интерьеров кабинетов императора и императрицы, размещенных на месте зала, Данини разработал в готическом стиле, следуя желанию заказчика.

С.  Данини
Проект Готического кабинета императора Николая II в Александровском дворце
Продольный разрез. 1896
Бристоль, тушь, акварель, карандаш
Государственный музей-заповедник «Царское Село»

В «англосаксонском стиле» Данини были построены большинство частных особняков и коттеджей в Царском Селе, а также многие медицинские, учебные и благотворительные здания по заказам царской семьи, придворных и частных жертвователей, как Школа нянь, Госпиталь, Дом матери и младенца, Институт Экспериментальной хирургии, Дом Призрения увечных воинов и другие. Особенностью «англосаксонского стиля» являются свободная планировка зданий, а также сочетание открытой кирпичной кладки и фактурной штукатурки на фасадах. Верхние этажи, завершенные треугольными или трапециевидными фронтонами и башенками, обычно имели фахверковую декорацию. В произведениях Данини этот стиль с некоторым усилением декоративных форм и заострением внимания на живописности всей композиции явился оригинальным вариантом северного петербургского модерна. 

С.  Данини
Проект Дома матери и младенца в Царском Селе.
Фасад. 1916
Ватман, акварель
Государственный музей- заповедник «Царское Село»

Сильвио Данини работал и в неоготическом стиле, что не противоречило образу Царского Села, где со времени Екатерины II были постройки в «готическом вкусе». Такова Дворцовая электростанция, построенная Данини на углу Малой и Церковной улиц (1896–1898). Срезав угол квартала, поставив в центре башенку, архитектор связал боковые фасады воедино. Высокие окна в виде стрельчатых арок подчеркивают готический стиль здания, одновременно они функциональны – прекрасно освещают машинное отделение станции. 

С.  Данини
Проект электростанции в Царском Селе. Главный фасад. 1896
Бумага, тушь
Государственный музей- заповедник «Царское Село»

Данини отдал дань и «русскому» стилю, перестраивая храмы в Царском Селе второй половины XIX века. В неорусском стиле им была построена церковь Общины Красного Креста. В подземном приделе Госпитального храма в честь Свв. Константина и Елены архитектор обратился к формам древних катакомбных церквей первых веков христианства. Работая до революционных событий почти исключительно в Царском Селе, он оставил заметный след в архитектурном облике города. Подобно А.С. Пушкину, Сильвио Данини мог бы воскликнуть «Отечество нам Царское Село».

Царскосельская община Красного креста (ул. Леонтьевская, 33, 35)
Церковь Всех Скорбящих Радости при новом корпусе, 1912–1914
Роспись – художники Г. П. и Н. П. Пашковы по эскизам Виктора Васнецова
Вид церкви. Альбом художников Пашковых, 1910-e
Музей архитектуры им. А.В. Щусева

В 1920-х и вплоть до начала 1940-х гг. архитектор жил и работал в Ленинграде. Он не остался в стороне от архитектурных исканий нового времени. В 1926 г. им было спроектировано и построено в авангардных формах здание пожарного депо ГРЭС «Красный Октябрь» в Петербурге.