08.06.2018 | 18:11

"Век ради вечного". Центру имени Грабаря – 100 лет!

10 июня 2018 года Центру имени Грабаря, старейшей реставрационной организации в нашей стране, исполняется 100 лет. Его основание стало не только шагом к спасению многих памятников искусства, но и заложило основы российской научной реставрационной школы.

В преддверии праздника наш корреспондент Алина Артес поговорила с заместителем генерального директора по научной, методической и выставочной работе, реставратором высшей категории Ольгой Темериной. 

А.А. 10 июня Центр Грабаря отмечает юбилей. Какие мероприятия будут посвящены этой дате?

О.Т.  Одно из главных событий – масштабная выставка «Век ради вечного», посвященная результатам реставрационных работ последнего времени. На втором этаже Центра будет представлено светское искусство: предметы декоративно-прикладного искусства, произведения живописи, графические листы. А на третьем – произведения сакрального искусства: иконы, металл, предметы культа.

Для нас это очень важный проект, потому что мы можем представить работу 13 направлений нашей реставрационной деятельности, а также познакомить посетителей с нашими научно-исследовательскими отделами: сотрудниками экспертизы, фотолаборатории. 

Важно, что тематические экскурсии по выставке будут проводить сами реставраторы. Именно они и будут рассказывать о специфике процесса, причем не с искусствоведческой точки зрения, а с практической. 

https://cdn-st1.rtr-vesti.ru/vh/pictures/o/163/457/9.jpg

Архивное фото. И.Э. Грабарь в рабочем кабинете.

А.А. Центр имеет длинную историю. Какие его достижения Вам кажутся главными?

О.Т. Центр Грабаря – это наиболее масштабная, ведущая реставрационная организация на территории нашей страны. Это уникально, что в стенах одного центра ведется и реставрационная деятельность, и исследовательская работа. Мы имеем лабораторию, которая помогает нам осуществлять комплексный анализ памятников. И второго такого центра в нашей стране нет.

А.А. Чувствуете ли Вы, что подход к реставрации постепенно меняется? Если раньше этот процесс был скрыт от глаз посторонних, то теперь в зарубежных музеях все чаще появляются публичные реставрации. Как вы относитесь к подобным практикам?

О.Т. На этот вопрос не может быть однозначного ответа. Здесь многое зависит от самого предмета. Когда работаешь с памятником XVI века, который требует деликатного подхода, всесторонних исследований и полной концентрации, довольно сложно делать это публично. 

Хотя бывают случаи, когда процесс реставрации можно и нужно показывать. Например, недавно мы устраивали необычную акцию, когда мы приглашали в нашу иконотеку современного художника Владимира Дубосарского. И у нас был мастер- класс, когда мы показывали на примере его произведений, как именно проходит реставрационная работа.

У нас была онлайн-трансляция, и зрители в режиме реального времени могли следить за развитием событий. Так мы знакомили людей с произведениями современного искусства и немного раскрывали свои профессиональные секреты. 

https://cdn-st1.rtr-vesti.ru/vh/pictures/o/163/461/6.jpg

Сотрудники ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря

А.А. Но Центр Грабаря – это прежде всего люди, увлеченные своим делом. Есть ли у вас династии реставраторов?

О.Т. Конечно, есть. Причем такие династии имеются в самых разных направлениях Центра. Например, в отделе масляной живописи трудится семья Егоровых. Отец работал у нас многие годы, и теперь дело продолжает его дочь. Есть и династия Козиных. Они специализируются в самых разных областях реставрации. Мама была основателем отдела резной кости, ее дочь работает в этом же отделе, а внучка работает как реставратор текстиля. Еще один пример – семейство Дергачевых. Отец многие годы возглавлял отдел деревянной скульптуры, а сын – реставратор масляной живописи. Получается, что реставрация живет в нескольких поколениях одной семьи.

А.А. А почему решили заняться реставрацией именно Вы?

О.Т.  По образованию я искусствовед, но однажды меня попросили помочь реставратору, и я не смогла оторваться от процесса! Изначально это было чисто техническая работа, но меня это все равно увлекло. Самое главное для меня, что я могу видеть результат своей работы. И этот результат не абстрактен, а абсолютно конкретен. И это такое духоподъемное чувство, когда ты понимаешь, что у тебя все получилось. Тебе удалось спасти памятник, он может быть представлен в экспозиции музея. И вот это наглядное видение своего труда, оно дает очень много энергии. Поэтому реставрация меня никак не отпускает (смеется). Как и всех остальных сотрудников нашего Центра!

https://cdn-st1.rtr-vesti.ru/vh/pictures/o/163/458/0.jpg

Ольга Темерина за работой

Фото: пресс-служба ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря

Смотрите также: Картины жизни Игоря ГрабаряЗдесь дарят вторую жизнь предметам истории и искусства. Центр имени И.Э. Грабаря отмечает юбилей