05.06.2018 | 19:49

Северный речной вокзал будет отреставрирован

В Москве начинается реставрация Северного речного вокзала. Полностью привести в порядок историческое здание планируют в ближайшие два года. Станислав Анисимов - о прошлом, настоящем и будущем водного транспортного комплекса столицы.

Северный речной вокзал похож на огромный пароход. Три яруса открытых веранд - палубы. Центральная башня - труба. Этот фонтан похож на шпигат - отверстие для слива попавшей на палубу корабля воды. А самое главное, в последние годы вокзал поплыл. И это грозит памятнику архитектуры большими проблемами.

«Здание когда-то было построено на отсыпке, грунты достаточно зыбкие и плывут. За прошедшую зиму здание показало смещение и трещины в корпусе. Это заактировано. И первоочередная наша задача - это укрепление грунтов под зданием», - говорит и. о. заместителя генерального директора ГУП Мосгортранс Роман Соболев.

Строили вокзал почти пять лет по проекту Алексея Рухлядева и Владимира Кринского. Закончили к открытию канала имени Москвы, в 37-м. Художница-керамист Наталья Данько украсила речные ворота столицы медальонами. Отсюда через Волгу и Дон пассажиры могли добраться до Белого, Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского морей.

«Архитектура должна была наглядной, выражать мысли вождей. Брошенная Сталиным фраза была здесь воплощена непосредственно», - комментирует архитектор Борис Кондаков.

Гербы союзных республик, фрески, которые иллюстрируют главы Конституции СССР. В центральном вестибюле - кассовый зал, зал ожидания, комната матери и ребенка. Одновременно здесь могли разместиться 430 человек. На крыше была смотровая площадка и ресторан с видом на порт и канал. Сюда на экскурсии водили иностранцев. Сегодня крыша заасфальтирована.

«У западных людей путешествие в СССР должно было ассоциироваться с такой вальяжной прогулкой на речном трамвайчике. То есть солнце, воздух и вода», - считает архитектор Борис Кондаков.

Вернуть былое величие памятнику архитектуры и призвана нынешняя реставрация. Светильники в форме соцветий ландыша сохранят, хотя саму систему освещения на крыше и внутри здания обновят полностью. Самый сложный объект - Центральная башня. Часы привезли из Воскресенского собора Волоколамска, им около 200 лет. Пятиконечная звезда на шпиле - такая же, как на Спасской башне Московского Кремля. По первоначальному замыслу ее должны были поднимать и опускать каждый раз, когда начиналась и заканчивалась навигация.

Сегодня телескопический механизм не работает. Здание использовали только в период навигации, зимой его не отапливали, что ускоряло разрушение. За 80 лет Северный речной вокзал ни разу не ремонтировали. Нынешняя реставрация станет первой в истории. В ближайшее время заменят системы водоотведения, канализации и вентиляции, проведут отопление.

«Это будет не просто реставрация, а планируется, что вокзалу вернется его историческая функция. Он и дальше будет работать как вокзал, так как его задумывали авторы. Все работы планируется завершить в 2020 году», - комментирует руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.

Навигационный период на Москве-реке длится с конца апреля до начала ноября. После реставрации Северный речной вокзал будет работать круглый год. В нем планируют разместить Музей канала имени Москвы.

Новости культуры