05.06.2018 | 09:21

"Пионер видеоарта". Выставка Фабрицио Плесси в ГМИИ им. А.С. Пушкина

Фабрицио Плесси, известный итальянский медиахудожник, представляет в Пушкинском музее проект «Душа камня». С пресс-показа репортаж Лидии Алёшиной.

Мелодии воды, музыка разбушевавшейся стихии. Шумовое сопровождение в залах Пушкинского музея - неотъемлемая часть видеоскульптур Фабрицио Плесси - художника, которого называют пионером видеоарта в Италии. Он - участник Венецианской биеннале, его персональные выставки -в лучших музеях мира. Его проекты уже вошли в учебники по истории современного искусства

«Для меня самый оглушительный его проект был связан с площадью Сан-Марко, когда вся площадь, все окна были попеременно заполнены то водой, которая плескалась в этих окнах синим венецианским светом, то огнем, который пылал в этих окнах вслед за водой. Это невероятное ощущение: когда две разные стихии находятся в борьбе друг с другом, окружают эту площадь», - рассказывает директор Государственного музея \изобразительных искусств им. Пушкина Марина Лошак.

Фабрицио Плесси учился в Венецианской академии изящных искусств. В 70-х уже проводил эксперименты с телевизионным экраном, используя его как основу, внутри которой властвуют стихии воды и огня. «Я много лет уже живу в Венеции, для нас вода - это особая субстанция, это жизнь, а для меня это еще и важная метафора в моем творчестве. Например, водопад - как падение идеалов», - говорит художник Фабрицио Плесси.

Эпоха, к которой обратился Фабрицио Плесси в этой экспозиции, это античность. 16 видеоскульптур придуманы и созданы специально для выставки в Москве в ГМИИ имени Пушкина. Цветаевская коллекция слепков из собрания музея стала частью его видеопроекта «Душа камня».

«Фабрицио сделал то, что Якобсон сказал. Интерсемиотический переход от скульптуры до видеоскульптуры, мне показалось, что это важно для современного искусства. Это как переинтерпретация итальянских художников Ренессанса, барокко. Все, что связано с этими проектами, и есть метафора, идея перевода», - считает куратор выставки Сильвия Бурини.

В одном пространстве рукотворные произведения и необработанные камни, скрывающие от глаз будущие шедевры. Нужно лишь отсечь все лишнее с помощью современных технологий.

«Фабрицио Плесси умеет уловить необычный ракурс, знак, цвет и воссоздать эту память времени, звук, который слышен на инсталляции. Рентгенограмма на телевизоре становится первобытным элементом, сами бюсты из Цветаевской коллекции и камни есть чувство, образ, который он хочет родить для зрителя», - говорит куратор выставки Ольга Шишко. 

Этот проект лишь один из 16 тысяч, эскизы и рисунки к которым хранятся у художника дома в Италии. Многое, говорит, зритель уже увидел, но еще больше проектов, которые предстоит воплотить.

Новости культуры