03.06.2018 | 20:49

В Музее архитектуры представили выставку, посвященную стадионам столицы

Через десять дней он начнётся. Чемпионат мира по футболу. На города и стадионы будущих матчей наводится последний лоск. Стадионам посвящает свой очередной выставочный проект столичный Музей архитектуры. Когда их строили? Зачем? Только ли для спорта? Особое внимание конечно «Лужникам» - большому московскому стадиону, как его именовали на стадии проектирования. Отсюда улетал Олимпийский Мишка, здесь отыграл последний концерт Виктор Цой с группой «Кино». Из Государственного Музея архитектуры - Станислав Анисимов.

Когда молодое советское государство взялось за пропаганду спорта, идея физической культуры захватила многие гуманитарные умы. Автор «Биомеханики» Всеволод Мейерхольд, например, был очень увлечен театрализацией спортивных процессов. Это сказалось и на строительстве стадионов. Тогда, в 20-е годы их строили так, как сегодня строят современные театры.

«Трибуны передвигались, они меняли свою форму, архитектуру, причем, самими зрителями в процессе постановки. И стадионы проектировали так, что он мог вмещать до 45 тысяч зрителей на трибунах и столько же участников на поле, которые должны были перемещаться, смешиваться, менялись декорации, трибуны», - заявил куратор выставки Марк Акопян. 

Позже стадионы стали площадкой для парадов. Демонстрацией мощи державы через эстетику сильного, спортивного тела и военной техники занимались и в Советском союзе, и в Германии, и в Италии.

«Стадион - не просто место для проведения массовых спортивных мероприятий, стадион - некий выразитель определённых идеологий. Сначала это были идеи коммунизма, всеобщей пролетарской революции, всеобщего равенства, после войны - это идея народа победителя», - пояснила директор Музея архитектуры имени Щусева Елизавета Лихачева. 

В 70-е годы в Советском Союзе стали ориентироваться на мировые стандарты, стране очень хотелось принять у себя Олимпийские Игры. Стадионы стали более унифицированными. Из тех же, что были построены раньше и сохранили свой облик, не все соответствовали новым условиям. Например, стадион «Динамо» не смог принимать мировые первенства по футболу. Согласно регламенту ФИФА, поле должно иметь ориентацию «север-юг», а «Динамо» расположено «с запада на восток». То есть игроки на восточной стороне могут быть ослеплены вечерним солнцем. 

«Стадионы - продукт такой скоропортящийся. В современном мире все сменяется очень быстро, и стадион, который был хорош 50 лет назад или даже 10 лет назад, на сегодняшний день уже не так хорош, потому что появляются по безопасности и по комфорту новые и новые требования», - рассказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Особенно суровы эти требования для футбольных стадионов. Чемпионат мира по футболу пройдет в этом году в России в 11 городах на 12 стадионах. Какие-то строили специально для чемпионата, например, в Нижнем Новгороде. Какие-то - серьезно реконструировали. Как «Лужники», где пройдет финал. Планировалось, что после реконструкции стадион сможет вместить 89 тысяч зрителей, но предварительные расчеты показали, что если учесть все нормативы, а ФИФА регламентирует все – ширину ряда, места, количество вип-кресел, раздевалок, проходов, и даже расположение телевизионных камер для трансляции матчей, – то Лужникам по силам вместить только 81 тысячу зрителей. Чтобы увеличить цифру, стадион бы пришлось сносить и строить новый. Но город хотел сохранить исторические стены. 

«Главная особенность «Лужников»- это то, что исторически ценный для нас контекст стадиона сохранен, сохранена его субстанция, стены, кровля, которая появилась позднее, но тоже уже стала частью стадиона. Все это сохранено, и внутри построен абсолютно новый стадион. Самый на сегодняшний день актуальный», - добавил Кузнецов.

«Лужники» поменяли геометрию и угол наклона трибун. Слепых зон теперь нет, а раньше – 5 000 зрителей имели ограниченную видимость. Игру видно на любом, даже самом дешевом месте. Это тоже новые правила проектировки стадионов. И видно, и слышно должно быть одинаково хорошо из вип-зоны, и из самого бюджетного сектора.

Новости культуры