21.05.2018 | 15:35

Что волнует современных режиссеров? Ответ ищут на Молодежном театральном форуме

В Ереване завершается III Молодежный театральный форум стран СНГ, Грузии и Балтии. Репортаж Валерии Кудрявцевой.

Театр не имеет границ – известная истина. В Ереване об этом напоминает, в частности, одно здание. Не в России, а именно здесь, в здании Сардарского дворца, в 1827 году впервые была показана комедия Грибоедова «Горе от ума». Это стало единственной постановкой, на которой присутствовал автор. О чем свидетельствует памятная табличка.

Эту историю знают все местные жители, а теперь еще и участники Молодежного театрального форума, которые также стремятся преодолевать любые границы. Режиссер Михаил Чарквиани со спектаклем «Потерянная честь Катарины Блюм» ‒ перформансом о слежке за личной жизнью – представляет на Форуме Грузию. Чарквиани – поклонник социально ориентированного театра, верит, что театр заставляет людей думать и меняться. Зрителям предложил смотреть его работу стоя, чтобы не превращались в пассивных наблюдателей.

«Мир сейчас катится неизвестно куда. Поэтому мне кажется, сейчас не время для радости в театре. С помощью театра нужно пробовать решать какие-то проблемы, налаживать диалог. И мне очень важно быть здесь, обмениваться культурами и опытом, обсуждать все, что нас волнует. Говорить друг другу то, что мы хотим и не хотим слышать», ‒ поделился Михаил Чарквиани.

Из Беларуси приехал «Синдром Медеи» ‒ спектакль Екатерины Аверковой. Драматург Юлия Чернявская написала пьесу, соединив трагедию Еврипида с реальной историей, случившейся в Минске, когда женщина-психолог выбросила из окна двоих детей. Аверкова – была победительницей Первого форума, прошедшего в Кишиневе.

«Дает колоссальный обмен опытом, знаниями и понимание того, где ты находишься: в каком контексте современного искусства со своими соседями», ‒ пояснила Екатерина Аверкова.

От России на смотре ‒ «Гардения» в постановке Семена Серзина. Четыре поколения польской семьи – мать, дочь, внучка и правнучка ‒ трагизм и неразрывность женских судеб. Как и многие здесь, Серзин особенно ценит возможность простого общения с коллегами.

«Это, наверное, самое интересное всегда на фестивалях и есть, потому что спектакли спектаклями, а фестиваль возникает в прямом контакте. И поэтому это как раз интересно очень», ‒ считает Семен Серзин.

Мобильный телефон – настоящий ящик Пандоры, считает Даниэла Бурлака из Молдовы. На фестивале она представляет постановку «Черный ящик» по киносценарию известного фильма «Идеальные незнакомцы». Неожиданно выяснилось, что и в Ереване идет спектакль по этому произведению.

«Есть идея совместного проекта, я была бы очень счастлива, если это когда-нибудь случится. Может быть, сделаем совместный спектакль – актер из Молдовы или Еревана. Или какую-нибудь двойную режиссерскую работу. Это очень нелегко, но это очень интересно, очень стильно. Почему нет?!» ‒ призналась Даниэла Бурлака.

«Честно говоря, для меня в этот раз отрадно и совершенно очевидно, что вообще общий уровень спектаклей на Форуме выше. Это очень плодотворное взаимодействие, когда встречаются люди разных республик, учатся друг у друга, потом кто-то куда-то едет учиться, потом приезжает домой, и дома театр становится уровнем выше, чем был», ‒ пояснила эксперт Международного молодежного театрального форума Алла Шендерова.

Мечты о совместных проектах, обмен идеями и контактами, удовольствие общения. Будни Форума – настоящий праздник театра.

Новости культуры