16.05.2018 | 12:26

К 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева

В ноябре 2018 года исполняется 200 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. К этой дате Государственный исторический музей открывает выставку «Тургенев. Время московское». В Москве жили предки писателя по матери и отцу, здесь он учился в Университете, сюда снова и снова возвращался из странствий по России и миру. Знаток Москвы, Тургенев выбирал для обитания своих героев ее площади, улицы, переулки, четко представляя, кто и где «приживется». В пространстве белокаменной писатель слушал, по его признанию, настоящий народный язык, на высоком берегу Москвы-реки в Кунцеве размышлял о смысле жизни, ездил к развалинам Царицына, совершал прогулки по Тверскому бульвару.

Московское время Тургенева — это еще и его первая любовь, первые публикации и театральные постановки, встречи с выдающимися людьми.

Личные вещи писателя, дагерротипы, автографы, живопись и предметы интерьеров домов, в которых он бывал… Раритеты создают особую атмосферу этой экспозиции. Увидеть их, прикоснувшись к миру Тургенева, вы можете и на сайте «Россия К». В совместном проекте с ГИМ мы проводим для вас виртуальную экскурсия по выставке «Тургенев. Время московское».

Портрет И.С. Тургенева. Дагеротипист Й.Э. Венингер, Санкт-Петербург. 1844 г. Посеребренная металлическая пластина; дагеротипия. Государственный исторический музей

В начале  1840-х гг. внешность только что прибывшего из Европы молодого Ивана Тургенева соответствовала образу героя знаменитого пушкинского романа. Писатель В. А. Панаев, его друг, вспоминал: «Многие старались ломать из себя Онегина, но этого нельзя приписать Тургеневу. В нем было столько общего по всем условиям с Онегиным». Позже «онегинский» период жизни не приносил повзрослевшему Тургеневу приятных воспоминаний.

Икона Казанской Божией Матери. Москва, середина XVIIIв. Серебро, рубины, изумруды, дерево; золочение, чеканка. Государственный исторический музей

Икона принадлежала Р. С. Тургеневу. Тургенев Роман Семенович (1682 – после 1755), военный и государственный деятель. Сын стольника С. О. Тургенева, погибшего во время Азовского похода 1696 г. Принимал участие в сражении под Нарвой (1700 г.), подавлении Астраханского восстания 1705–1706 гг., Полтавской битве (1709 г.), Прутском походе (1711 г.), в событиях, сопровождавших вступление на престол императрицы Анны Иоанновны. В 1731 г. произведен в полковники. В том же году, согласно указу Государственной коллегии иностранных дел, Р. С. Тургенев наблюдал «в Глухове за отправленным к гетману послом, от крымского хана». В 1733 г. «был во многих партиях» во время похода русских войск в Польшу, Русско-турецкой войны 1735–1739 гг. В 1738 г. «за старостию, дряхлостию, за ранами и многими болезнями» был освобожден от службы. Внук Романа Семеновича Николай Алексеевич Тургенев (1749–1834) был дедом писателя.

Портрет П. Виардо.ДагеротипистС. Л. Левицкий. Санкт-Петербург. 1853 г.Посеребренная металлическая пластина; дагеротипия. Государственный исторический музей

В Москве Полина Виардо выступала дважды. В апреле 1845 г. и в марте 1853 г. Данный портрет певицы был выполнен в 1853 г., в то время, когда И.С. Тургенев находился в ссылке под полицейским надзором в своем имении Спасском. Узнав о гастролях Виардо в Москве, Тургенев был обижен, что певица ничего ему об этом не сообщила. Рискуя навлечь гнев властей, он, переодевшись, и с чужим паспортом вырвался в Москву на 10 дней. Свидание не принесло радости. Строки рассказа «Довольно» во многом относятся к переживаниям писателя: «Помнится, однажды поздней ночью, в Москве, я подошел к решетчатому окну старенькой церкви и прислонился к неровному стеклу. Было темно под низкими сводами – позабытая лампадка едва теплилась красным огоньком перед древним образом – и смутно виднелись одни только губы святого лика, строгие, скорбные; угрюмый мрак надвигался кругом и, казалось, готовился подавить своею глухою тяжестью слабый луч ненужного света... И в сердце моем – теперь такой же свет и такой же мрак. …И это я пишу тебе – тебе, мой единственный и незабвенный друг, тебе, дорогая моя подруга, которую я покинул навсегда, но которую не перестану любить до конца моей жизни... Увы! ты знаешь, что нас разлучило. Но я не хочу теперь упоминать об этом. Я тебя покинул... но и здесь, в этой глуши, в этой дали, в этом изгнании – я весь проникнут тобою, я по-прежнему в твоей власти, по-прежнему чувствую сладостное тяготение твоей руки на моей склоненной голове!»

Дагеротип П. Виардо работы Левицкого был у И.С. Тургенева. Портрет любимой женщины постоянно сопровождал его в поездках, находился на письменном столе в Буживале -  месте последнего пристанища писателя.