14.05.2018 | 19:57

В столице открываются "Окна в Россию"

В Москве открываются «Окна в Россию». Столица стала финальной точкой проекта, который почти год путешествовал с запада на восток страны. Его главная идея - показать взгляд художников XX века на историю России. И этот взгляд - через окно. 

Кому не хватило прошлогодней «Оттепели» в Третьяковской галерее, добро пожаловать на ее продолжение. «Окна в Россию» - совместный выставочный проект Третьяковки и Института русского реалистического искусства. Рамки экспозиции здесь гораздо шире. Не только искусство 60-х, но весь XX век сквозь призму, точнее сквозь стекло. Именно мотив окна стал главной темой выставки. Это может быть окно квартиры в новостройке, как на этой картине Таира Салахова, а может - окно мастерской самого художника. Эту картину Петр Кончаловский написал в 1935 году, за два года до 100-летия со дня смерти Пушкина. Картина так и называется – «Окно поэта».

«Мы думали, какую тему представить, чтобы она охватывала, действительно, и культуру XX века, историю XX века, представляла разных художников. И мы стали размышлять, чтобы это могло быть, и поняли, что окно – это та тема, которая как нельзя лучше позволяет окунуться и в какой-то особый мир быта XX века, и посмотреть за окно. Это какие-то фантазийные моменты», - призналась куратор выставки Анастасия Сиренко. 

Петр Кончаловский, Александр Дейнека, Игорь Грабарь, Петр Вильямс и многие другие. От деревенской избы с резными наличниками до иллюминатора в каюте волжского теплохода. Выставка дает возможность увидеть не только панораму страны, но и то, как менялся быт ее жителей. От общественно-коммунального в 30-е и 40-е годы до вожделенного частного, пускай в «хрущевке», но со своим персональным телефоном.

«Такой, на первый взгляд, очень скромный мотив, ведь есть только телефон на фоне окна. А за окном - какая-то серая московская погода, такой вот дождь, который размазывается по стеклу. И этот телефон, отложенный в ожидании. В ожидании кого-то, кто должен подойти к телефонной трубке. За этим стоит целый мир реалий послевоенных. В квартирах стали появляться телефоны, и телефон - это какая-то связь с внешним миром», - поделилась хранительница отдела живописи второй половины XX века Государственной Третьяковской галереи Ольга Полянская.

В прошлом году выставка с успехом проехала по городам России: от Калининграда до Владивостока. Обычно же бывает наоборот. Сначала премьера в столице, потом - в регионах. Но в данном случае название обязывает - это ведь «Окна в Россию», а не в одну только Москву.

Новости культуры