11.05.2018 | 10:16

Часть архитектурных памятников Санкт-Петербурга нуждается в срочной реставрации

Санкт- Петербург - город дворцов и особняков. Любимое детище Петра, столица Российской империи - здесь работали лучшие архитекторы. И отечественные, и западные. Великолепие многих зданий сохранено. Но есть и те, что разрушаются прямо на наших глазах. Об этом - Елена Ворошилова.

Сейчас в особняк Брусницыных можно пройти только с черного входа. Без фонарика не обойтись. Чтобы попасть на парадный вход с лепниной и барельефами, надо пройти анфиладу залов. В советские времена эта красота в стиле французского Ренессанса была скрыта, о ней тогда не думали. От протечек кровли пострадала ажурная лепнина на потолке. Но по большому счету особняку повезло.

«Рука реставратора в XX веке его не касалась вообще. Это и плохо, и хорошо одновременно. То есть подлинность здания сохранилась очень хорошо», - рассказал начальник отдела государственного учета объектов культурного наследия КГИОП Виктор Воронин.

В доме Брусницыных нет даже намека на купеческий стиль, хотя одного какого-то стиля здесь нет - эклектика. Архитектор предусмотрел все: от зимнего сада в столовой до восточного кабинета. Бальная Белая зала, а-ля Людовик XIV, своей элегантностью и вовсе претендует на высокий стиль. По легенде здесь находилось зеркало Дракулы, приносящее несчастье всем, кто смотрелся в него. Хозяева видимо мистики не боялись, настолько были уверены в неуязвимости своей империи.

«В особняке, который был ядром огромных владений Бруснициных, включавших и завод, и богадельню, построенную для рабочих завода, и жилые дома, которые купцы строили для своих сотрудников», - добавил Воронин.

Павильону Царскосельского вокзала, отстроенному после пожара в 1912 году, повезло меньше всего. А ведь здесь проходила железная дорога, построенная специально для царской семьи в 1902 году. От былой роскоши остались только стены. Немного геральдической символики. Кое-где сохранились фрески и декоративное убранство в старорусском стиле. 

Реставратор Максим Морозов говорит о павильоне так, словно это не руины, а вокзал, который в начале XX века, потрясал своим великолепием все европейские дворы.

«Это был парадный выход из Императорского вокзала, после приезда особы иностранные выходили отсюда и плавно по дороге двигались к Федоровскому городку», - рассказал реставратор Максим Морозов. 

Здание сильно пострадало во время Великой Отечественной войны. После здесь была коммуналка и жили бездомные. Сейчас окна закрыты решетками, стены расписаны граффити, но когда светит солнце, на потолке проглядывает живописное панно и орнаменты. Можно рассмотреть геральдические знаки. Иногда сюда заходят любопытные туристы. Но хозяина у здания пока нет. 

«Здесь нужно подходить к этому зданию достаточно комплексно. Нужно сейчас хотя бы предотвратить доступ, а потом провести комплексное обследование и разработать методики этой реставрации», - отметил Морозов. 

Штаб ПВО, построенный в 1937 году, был закрытым объектом. Во время Второй мировой войны, сюда поступала информация о воздушных налетах фашисткой авиации, отсюда велась защита Ленинграда. 

Сейчас дом внесен в реестр объектов культурного наследия. Пятиэтажное здание, построенное в стиле сталинского неоклассицизма, обветшало и требует серьезного ремонта.

«Если заниматься конструктивом, необходимо обследование перекрытий провести, кровли. Если посмотреть на фасады, то да, фасады не в очень хорошем состоянии», - поделился председатель КГИОП Сергей Макаров.

Разбитые парадные лестницы, осколки стекол, вырванные с корнем барельефные панно, протечки на потолках и стенах. А вот газеты под обоями сохранились. Можно даже прочитать, о чем писали тогда журналисты.

Штабу ПВО повезло, у него есть сейчас хозяин. Реставрационные работы потребуют время и денег. Но у здания есть хотя бы шанс, в отличии от особняка Брусницыных и павильона Царского вокзала.

Новости культуры