10.05.2018 | 15:55

Институт костюма Метрополитен-музея исследует границы католического воображения

«Небесные тела: мода и католическое воображение». Выставка под таким названием открылась сегодня в Музее Метрополитен. Посетителям предстоит совершить настоящее паломничество – обойти 25 залов, чтобы проследить за диалогом, который ведут мода и религия.

Стилизованный под готический замок филиал Метрополитен-музея расположен на севере Манхэттена. Здесь собраны артефакты средневекового западноевропейского искусства ‒ лучшего места для новой выставки не подобрать. Впрочем, одной площадки оказалось недостаточно. Часть экспозиции расположилась в основном здании Метрополитен-музея на Пятой авеню. Архитектурное решение основывается на театральности, свойственной религиозным обрядам – приглушенный свет, хоральная музыка.

«Мы хотели посвятить выставку понятию красоты. Многие католические теологи утверждают, что красота ‒ это прямой путь к Богу, что красота важнее доктрин. И на нашей выставке вы найдете множество подтверждений этому доводу», ‒ рассказал директор Института костюма Метрополитен-музея Эндрю Болтон.

Часть экспонатов для выставки предоставил Ватикан. Облачения, тиары, митры и другая религиозная атрибутика покинули пределы государства впервые в истории. Изначально кураторы попросили предоставить им всего шесть экспонатов, однако в итоге в Нью-Йорк прибыли почти 50 предметов, включая знаменитые красные туфли Бенедикта XVI, за которые пресса прозвала его «Папа Прада». По просьбе церкви сокровища Ватикана демонстрируются отдельно.

«Облачение, расположенное в витрине позади меня, подарила папе Пию IX австрийская императрица. На его изготовление ушло 16 лет, и трудились над ним одновременно 15 мастеров. Технически это потрясающая работа», ‒ добавил Эндрю Болтон.

В других залах ‒ модная одежда, созданная за прошедшие сто лет, выставлена в сопровождении религиозных произведений из коллекции Музея Метрополитен. Католицизм всегда вдохновлял людей искусства, в начале XX века к ним присоединились и кутюрье. Образы Жанны д’Арк и святой Терезы. Строгие монашеские облачения и свадебные ансамбли. В своем переосмыслении католических сюжетов дизайнеры часто выступают как провокаторы, но есть в их работах и ностальгия.

«Практически все дизайнеры, чьи работы представлены на выставке, получили католическое воспитание. Нам было особенно интересно проследить, как это повлияло на становление их личности, их творческого почерка», ‒ объяснил Эндрю Болтон.

«Небесные тела» поднимают непростые вопросы соприкосновения религии, искусства и моды. И хотя на этом пути мода может показаться легкомысленным спутником, даже она служит напоминанием, что красота принадлежит не только этому миру.

Новости культуры