08.05.2018 | 11:09

В Северной столице готовятся отметить юбилей первого в мире яхт-клуба

300 лет назад был создан первый в мире яхт-клуб. В 1718 году Петр Первый подписал указ об образовании «Невского флота» и повелел, «чтобы всех чинов люди, которые в Петербурге обретаются, во время ветра ездили Невой-рекою на судах парусами». Об истории яхтенного дела ‒ Артём Потар.

Хоть во времена Петра Первого мореплавание было сугубо мужским делом, император похвалил бы Софью Пушеву, увидев, как ловко двенадцатилетняя девочка управляется с парусом. Кроме того, царя бы точно порадовало, что спустя триста лет дело, которое он начал своей волей, продолжается. Все современные яхт-клубы Петербурга ‒ идейные наследники детища Петра. Когда император создавал Невский флот и проводил водные ассамблеи, он преследовал сугубо практические цели. 

Мосты ‒ один из символов Санкт-Петербурга, но в Петровские времена через реку не было ни одной переправы. Великий император просто запрещал их строить. Он хотел, чтобы подданные учились морскому делу и путешествовали с берега на берег исключительно на веслах или под парусом.

Яликами, верейками и буерами командовал Невский адмирал. Каждое воскресенье все суда по пушечному выстрелу собирались в назначенном месте и тренировались в управлении парусами. Участие было добровольно-принудительное. Тех, кто отлынивал, Петр штрафовал на крупную сумму.

«Он созданием организации “Невский флот” попытался решить сразу несколько проблем. Во-первых, организация перевозок на Неве. Второе ‒ обучение людей морскому делу. Их катастрофически не хватало», ‒ рассказал историк Леонид Амирханов.

Невский флот просуществовал до 1770 года и, по словам историков, привил любовь к мореходству тысячам людей, многие из которых впоследствии стали моряками. Интересно, что Петр бесплатно раздал приближенным более 140 судов с тем условием, что владельцы в дальнейшем будут следить за их состоянием и чинить за свой счет. И сегодня, как только лед сходит с Невы все яхтсмены Петербурга, начинают готовить свои лодки к предстоящему сезону.

В конце XIX века в Петербурге было 20 яхт-клубов, в конце XX века ‒ 33, сейчас осталось всего три. К примеру, на месте бывшего морского яхт-клуба сегодня стоит отель.

«Сейчас очень большая проблема, как остановить жадных девелоперов, которые скупают места яхт-клубов. Для того, чтобы то, чем мы всегда гордились, классические яхт-клубы, которые развиваются в мире, они сохранились», ‒ подчеркнул президент Санкт-Петербургского парусного союза Сергей Алексеев.

Другая проблема ‒ почти полное отсутствие отечественного яхтостроения. Большинство судов энтузиасты вынуждены покупать за рубежом. Тем не менее, парусный спорт продолжает развиваться. В детских школах, к примеру, занимается около тысячи ребят. На Неве и в Финском заливе проходят соревнования международного уровня. А праздновать 300-летие первого в мире яхт-клуба в Северной столице собираются с размахом петровских водных ассамблей.

Новости культуры