07.05.2018 | 11:04

В Омске проходит выставка акварелей японского художника Бёдзана Хирасавы

В Омске, в Музее имени Врубеля, проходит выставка акварелей японского художника Бёдзана Хирасавы. Во всем мире сохранилось лишь несколько десятков работ этого мастера. Омская коллекция - самая большая. Одной из первых экспозицию «Айны. Загадочный мир» оценила Динара Шамец.

Более четверти века Бёдзан Хирасава на острове Хоккайдо охотился и рыбачил вместе с айнами. За яркие и почти фотографически точные картинки о себе таинственный народ (древнейший в Японии) профессионального художника принял. Ему дозволено было даже участвовать в ритуалах. Вот, к примеру, главное для айнов событие – Медвежий праздник.

«Он был востребованным художником, хроникёром. С абсолютной документальной точностью, воспроизводя эти ритуалы, художник нам оставил очень яркий и достоверный документ», - отметила куратор выставки Галина Севостьянова.

Вот так своих подданных власти Японии спасали от эпидемии чумы, которая уносила целые поселки. На маленькой картинке Хирасава сумел изобразить девяносто пять фигур. Особо интересна акварель, где к традиционным авторским печатям художник добавил еще и дату – «1868 год».

«Архивные данные, которыми поделились мои японские коллеги, говорят о том, что это последняя ритуальная казнь самурая, которая произошла после военного переворота», - объяснила Севостьянова. 

Акварели с диковинными сюжетами падкие на экзотику иностранцы с удовольствием увозили из портового города в разные концы мира. Дюжину таких картин в Россию в конце XIX века привез и потомственный дипломат, русский консул в Японии Евгений Бюцов. Позже работы попали в собрание его родственника мецената Александра Половцова.

Последним в цепочке коллекционеров этих акварелей был знаменитый ленинградский ученый и собиратель Евгений Лавренко.

«Последний коллекционер купил эти работы сразу после войны в «Лавке писателей» в Ленинграде. Другими словами, работы Бёдзана Хирасавы прожили с ленинградцами трагическую судьбу, но дошли к нам без значительных повреждений», - заявила заведующая отделом реставрации графики и ткани Омского музея изобразительных искусств им. Врубеля. 

Реставраторы утверждают, что жизнь айну-картинам продлили качественные европейские краски и бумага, полученные художником от иностранных покупателей в обмен на полотна. Кстати, и прямую перспективу Хирасава, его называли художником-новатором, освоил одним из первых в Японии. 

«Мы знаем, если пейзаж – горы-воды, то он крайней редко бывает узнаваемым. Бёдзан Хирасава в своих работах, и Омская серия это подчеркивает, он начал писать пейзажи реальные»», - рассказала Севостьянова.

Более шести миллионов человек – такова была численность айнов в эпоху Средневековья. Сегодня это, как говорят специалисты, - исчезающий этнос, быт и культура которого зафиксированы в двенадцати омских акварелях.

Новости культуры