Новости

22.04.2018 | 20:33

Старейший репертуарный театр Израиля приехал в Москву

«Габима» - знаменитый национальный театр государства Израиль, театр, который старше своего государства (ему как раз в эти дни исполняется 70 лет), гастролирует там, где родился, в Москве. Два спектакля идут на сцене Театра имени Вахтангова. В десятых годах прошлого века был у Евгения Вахтангова такой период в жизни, когда он начал брать уроки иврита, изучать еврейскую культуру. И созданный тогда еврейский театр «Габима», что можно перевести как «сцена», обрел в лице Вахтангова своего руководителя. Не все были этому рады, актёры даже возмущались: почему это в еврейский театр приглашен режиссёр, не имеющий никакого отношения к еврейству. Говорят, даже пришлось выдумать легенду, якобы Евгений Багратионович Вахтангов является дальним потомком самого царя Давида. Это как-то примирило труппу с художественным руководителем. Продолжит Ирина Разумовская.

Гастроли театра «Габима» на сцене Театра Вахтангова называют событием историческим. Ровно сто лет назад старейший израильский театр начинался в Москве, и его первым художественным руководителем в 1917 году стал Евгений Вахтангов. Режиссер понимал: студия еврейского театра при МХТ покинет Россию при первой возможности. Труппа уехала в Палестину в 1927-м. Их самый известный спектакль «А-Дибук» в постановке Вахтангова не сходил с подмостков «Габимы» 40 лет. С рождением государства Израиль театр провозгласили национальным.

«Возврат из Израиля в Москву, в театр Вахтангова, это такой путь, театральный, жизненный, и стране Израиль 70 лет, и театру 100 лет. Тут объединяет не только даты, юбилеи, но и дух студийности, Вахтангова, праздника», - считает художественный руководитель театра им. Вахтангова Римас Туминас.

Спектакль, с которого начались гастроли в Москве, показателен и важен по эстетике и по материалу. Почти мюзикл «Дорожные знаки» - это биография реальной личности, самой известной в Израиле поэтессы и композитора Наоми Шемер. Сценарий к этой постановке для театра «Габима» писали два года.

«Прибегать к труду современных израильских писателей - важнейшая задача и особенность репертуарной политики «Габимы» как национального театра нашего государства. Эта история ещё и о самой важной артистке Израиля - Наоми Шемер. Она написала более тысячи песен. И в этой постановке о её жизни мы использовали более 25 из них», - сказала режиссер Моше Кептен.

Судьба Наоми Шемер теснейшим образом связана с историей государства Израиль. Это отражено в каждой песне и в каждой сцене этого спектакля. Вот она покидает родной кибуц во время обстрела - едет на прослушивание в Тель-Авив к профессору музыки. Вот знаменитая уже на всю страну спорит на приёме о возвращении Египту Синайского полуострова. Здесь уже отказывается от интервью на тему политики. История одной страны через историю первой леди поэзии.

«Она написала песню «Йерушалаим Шель Заав» - самую известную песню в нашей стране. Она была, конечно, особенная женщина. Очень сильная. Никогда не предающая свои идеалы, за что она заплатила большую цену», - поделилась актриса, певица Дафна Декель.

Наоми Шемер играют четыре певицы. Каждая передаёт её величие, тяжесть с которой приходилось его нести, талант и гордость за свой народ и свою землю. Ей она посвятила «Золотой Иерусалим» - песню, впоследствии ставшую неофициальным гимном. Ему и посвящен спектакль из Израиля, к 70-летию которого приурочены гастроли театра «Габима».

Новости культуры