Новости

22.04.2018 | 20:25

В Музеях Московского Кремля рассказывают о китайской династии Мин

Чередование культур, народов, цивилизаций в Музеях Московского Кремля продолжилось «сиянием учёности» китайской династии Мин. Это новая выставка, которая проливает свет на искусство Китая XV-XVII веков. Именно в этот период появляются знаменитые цветные глазури и техника надглазурной росписи. Фарфоровые изделия династии Мин очень ценятся на арт-рынке и стоят баснословных денег. Четыре года назад на аукционе Sotheby's в Гонконге пиала Минской эпохи ушла за 36 миллионов долларов. Притом, что это не единственная подобная чаша. Всего таких в мире по разным подсчетам полтора десятка. И выставка, и репортаж Юлии Кундрюковой не только о фарфоре.

Династия Мин (в переводе «сияющая») - это 276 лет китайского Ренессанса. С конца XIV века, после падения монгольской империи Юань, которая стремилась уничтожить китайскую культуру, страна обратилась к своим же корням. Для европейцев культура империи Мин - это первое соприкосновение с тем, что до сих пор принято считать истинно китайским.

«Вещи, сделанные по мотивам древних предметов, не считались подделками, а порой ценились даже выше, чем древние вещи, поскольку к ним добавлялся более качественный материал и определенные стилистические моменты, которые при династии Мин были более понятны и более интересны», - отметила куратор выставки Ирина Горбатова.

Экспозиция из Шанхайского музея - это более чем полторы сотни предметов, большинство которых очень хрупкие. Ведь эпоха Мин - это расцвет в том числе и знаменитого китайского фарфора. Такие бело-голубые вазы потом вдохновят и Европу: в Голландии появится делфтский фарфор, в России - гжель. Куратор отдела керамики из Шанхая Пэн Тао придирчиво проверяет всё ли в порядке: транспортировка таких экспонатов - задача не из легких. Говорит, что один из ценнейших предметов - утка-курильница, ее обнаружили во время раскопок на месте императорской фарфоровой мануфактуры.

«Посередине фигурка делится на две части, внизу зажигали благовония. А их аромат распространялся через открытый клюв птицы. Эта курильница - яркий пример стремления к замысловатости и роскоши императорского двора той эпохи», - подчеркнула куратор отдела керамики Шанхайского музея Пэн Тао.

66 фигур почетного эскорта императора. Такая свита сопровождала правителя при жизни, а фарфоровая копия отправлялась в сопровождение после смерти. Этот эскорт нашли в захоронении представителей императорской династии. Сам чиновник находится в паланкине, его несут, впереди военный отряд, который обеспечивает безопасность, музыканты, секретари и обслуживающий персонал. Быть образованным и всесторонне развитым в эпоху Мин стремились многие. Знания возводились в культ. С конца XIV века в Китай возвращаются каноны конфуцианства – «Школы ученых книжников». Особые требования в то время были и к чиновникам.

«Конфуцианство говорит о том, что человек должен быть образованным и человек, который занимает определенные государственные должности, должен иметь очень хорошее образование, а проверить, насколько у него хорошее образование, можно только путем экзаменов», - поделилась генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.

Этот воссозданный кабинет ученого - типичный интерьер того времени: стол для каллиграфии, для курильницы, ширма с мраморным пейзажем и обязательно этажерка для книг и свитков - лаконичная и дорогая мебель, которая не должна была отвлекать от работы. Помимо чтения книг, каллиграфии и научной работы, ученые всерьез увлекались музыкой. Многие из них умели играть на музыкальном инструменте цинь - это такая китайская цитра. Во времена династии Мин такие инструменты делали не только для знатных особ. Они были доступны многим. Этот инструмент, конечно, принадлежал знатному дому. Он из дорогой породы дерева, декорирован в форме бананового листа. Звук цинь сравнивали с легким ветром и каплями дождя. Развлекаться ученые тоже любили: этот китайский аналог дартса - самая популярная игра среди аристократов эпохи династии Мин. Вы должны забросить в центр этого кувшина, в горлышко, довольно длинную тростниковую стрелку по длине выше, чем сама ваза. Это на самом деле сделать очень нелегко.

В эту эпоху переиздаются книги древних философов и историков, развивается изобразительное искусство. Это и мягкие туманные пейзажи, и экспрессивная, спонтанная живопись. Культура династии Мин стала основой для всей последующей истории Китая. Востоковед Алексей Маслов считает, что современный Китай - это практически призрак той эпохи.

«Всё, что мы сегодня видим в Китае: "Запретный город", императорский дворец, многие постройки в таком кирпично-красном цвете - всё это, хотя считается очень древним, в реальности родилось в династию Мин, то есть сегодня картинка о Китае - это картинка династии Мин», - сказал профессор, руководитель школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов.

Новости культуры