18.04.2018 | 10:51

Об Успенском соборе в Свияжске

Сегодня Международный день памятников и исторических мест. В список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в прошлом году был включен Успенский собор, расположенный на острове-граде Свияжск. Анна Галинская побывала в заповедном месте.

Этот холм скрывает руины церкви, в которой молился Иван Грозный перед походом на Казань. Исторические реликвии здесь на каждом шагу. Несколько километров в диаметре. Свияжск вместил в себя события многих веков. В ХХ столетии здесь была и тюрьма ГУЛАГа, и психиатрическая лечебница. А начиналось все с Ивана IV. Это с его легкой руки на острове появилась жизнь.

Крепость Свияжска строили в два этапа. Сначала ее собрали в Угличе, потом разобрали, подписали каждое бревнышко и аккуратно на плотах переплавили по Волге. Здесь их выловили, и 75 тысяч рабочих всего за один месяц отстроили город-крепость заново.

Одно из самых старых строений - Троицкая церковь, которая приплыла на тех же плотах. Но объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО стала не она, а Успенский собор, в котором идет реставрация. Внутри больше 1000 квадратных метров русского религиозного искусства. На этих фресках и философия того времени, и политические процессы, происходившие с Московским царством. Изображение Ивана Грозного, по мнению многих искусствоведов, это сюжет новаторский, ведь изображать властителей при жизни было не принято. Дискуссии вызывает и сцена грехопадения Адама и Евы.

«Традиционно с яблоком в руке изображали Еву, а на фреске Успенского собора мы видим, что яблоко и у Адама, и у Евы в руках, поскольку храм был построен на территории, где изначально исповедовался ислам, и для того, чтобы найти путь к сердцам местного населения, нужно было искать понятную символику. А по исламской догматике в грехопадении одинаково виноваты и мужчина, и женщина», - объясняет директор Государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артем Силкин.

По всему собору - свидетельства взаимовлияния разных культур. К примеру, это окно было пробито в XVII или XVIII веке и расписано в стиле украинской народной живописи. Или взять фреску с изображением святого Христофора с лошадиной головой - сюжет был любим старообрядцами. Сейчас реставрация фресок почти завершена. Но вот авторов их определить так и не удалось, как и иконописцев образов. Сейчас иконостас пустой. До середины мая он выставлен в Третьяковской галерее.

«Эти две иконы очень ярко характеризуют два разных почерка мастеров. Это очевидно при внимательном разглядывании. Один мастер - лиричный, легко оперирует тонкими ритмами. Второй мастер невероятно темпераментный. Посмотрите, там такие завитки, такой рисунок складок», - комментирует куратор выставки «Сказание о граде Свияжске» Татьяна Самойлова.

Эти иконы перевезут в музей Свияжска, а в соборе будут копии. Храм не отапливается с момента постройки, а для образов необходим температурно-влажностный режим. Вход в Успенский собор будет ограничен, но богослужения не отменят. Например, на праздник Успения. Такова позиция ЮНЕСКО, чтобы храм сохранил свою сакральность.

Новости культуры