26.03.2018 | 15:50

Об истории одной картины Рембрандта, еще недавно считавшейся работой неизвестного автора

В Пушкинском ‒ последние приготовления к одной из главных экспозиций года. В среду в столичном музее изобразительных искусств открывается выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции», 82 произведения, в России никогда не выставлявшиеся. А одна из работ, картина Рембрандта, только недавно начала новую жизнь. Об истории шедевра ‒ Анна Щербакова.

Громкая сенсация 2015 года. Один из лотов небольшого аукциона в Нью-Джерси оказался картиной кисти 18-летнего Рембрандта. До этого времени она считалась утраченной. Коллекционеры знали, что серия «Аллегория чувств» состоит из пяти картин. Но никто даже не подозревал, что эта ‒ «Пациент, упавший в обморок» ‒ одна из них.

«Если приглядеться, можно увидеть, что эта работа имеет все признаки гения Рембрандта, его экспрессия и, конечно, игра света и тени», ‒ рассказала куратор Лейденской коллекции Лара-Ягер Красселт. 

Это поняли не сразу. На аукционе картину выставили как работу неизвестного художника XIX века с изначальной стоимостью в 800 долларов. Возможно, антикваров ввела в заблуждение не присущая зрелому Рембрандту палитра: ранний, лейденский период в творчестве художника еще был светлым. По всей видимости, это смущало и владельцев картины в XVIII веке. Чтобы подороже продать Рембрандта, им пришлось внести коррективы.

«Они знали, что это полотно кисти Рембрандта. Но полагали, что для типичных работ художника картина выглядит недостаточно мрачно. Они решили добавить немного драматизма в освещение, расширили полотно и сделали его темнее по краям. Они “рембрандтизировали” Рембрандта. Это, конечно, нелепо, но каждая эпоха понимает художника по-своему», ‒ пояснил галерист Бертран Готье. 

Заведующий отделом искусства старых мастеров Вадим Садков проводит экскурсию по залу Рембрандта. Показывает другую картину художника ‒ из собрания Пушкинского музея. Для сравнения. Рембрандт написал ее в 20 лет. Композиция, стилистика, цвета ‒ все очень схоже с находкой на аукционе в Нью-Джерси. Эти ранние рембрандтовские черты и заметил покупатель «Пациента», ставки были сделаны по телефону.

«Естественно, цена на торгах с 800 долларов возросла, более 850-860 тысяч уже стоила, это приобрел один известный французский галерист», ‒ добавил заведующий отделом искусства старых мастеров ГМИИ им. Пушкина Вадим Садков. 

Публике картину представили через год на ярмарке искусств TEFAF в Маастрихте. Правда, владельцем уже значился американец Томас Каплан. Знаменитый коллекционер вступил в схватку за шедевр почти сразу. Предложил за картину около четырех миллионов долларов. Он просто не мог допустить, чтобы работа попала в другие руки, ведь в его коллекции уже были две картины из серии «Аллегория чувств»: «Операция», олицетворяющая осязание, и «Трое певцов» ‒ аллегория слуха.

«Они хороши, когда они вместе рассчитаны на такую множественность восприятия, когда зритель переходит от одной композиции к другой», ‒ подчеркнул Вадим Садков. 

Все три картины из Лейденской коллекции привезли на выставку в Пушкинский. Четвертая, символизирующая зрение, хранится в голландском музее Лакенхаль. Вот как выглядит, по мнению Рембрандта, аллегория вкуса ‒ узнать уже невозможно, картина утрачена. Правда, антиквары и коллекционеры не оставляют надежд, то и дело проверяя лоты аукционов.

Новости культуры