20.03.2018 | 10:17

"Преступление и наказание" Аттилы Виднянского показали в Москве

Спектакль «Преступление и наказание» Александринского театра вступил в борьбу за «Золотую маску» сразу в пяти номинациях. Эта постановка – взгляд на русскую классику венгерского режиссера Аттилы Виднянского. В Петербурге у спектакля уже есть преданные поклонники. В Москве его приняли не менее тепло.

Вместо Аттилы Виднянского, улетевшего обратно в Венгрию, «Преступление и наказание» в Москве представляет худрук Александринки Валерий Фокин. Говорит, давно хотел это название в репертуаре, тем более, что интересен взгляд на русскую классику зарубежного режиссера. Но, когда выяснилось, что спектакль длится 5,5 часов, Фокин был готов его безжалостно сокращать.

«Мне часто приходилось помогать сокращать спектакли режиссерам. Жолдак, например, тоже по 8 часов делает первый вариант. Но здесь я понял, что сократить ничего нельзя. Он пошел по такому пути, когда взял разные линии романа, о которых даже мы не знаем и не помним. Потому что мы помним только, как тюкнул топором главный герой, а здесь огромное количество разных линий: и таких, и сяких, и родственников, и встречных, и знакомых. Он все это взял не без помощи актеров, которые, желая сыграть, все это нанесли. Он влюбился в этот материал. И поэтому я понял, что там сократить ничего нельзя», - поделился художественный руководитель Александринского театра, народный артист России Валерий Фокин.

Для Аттилы Виднянского – это любимое произведение русской литературы. Его постановка – неспешное прочтение, смакование сложных и не отменяемых вопросов о потере и обретении веры. Половину времени режиссер держит на сцене сразу всех персонажей, которые наглядно проясняют судьбы друг друга. 

Из актерского ансамбля трое номинированы на «Маску». Хотя кажется, что достойных гораздо больше. Для Анны Блиновой (ученицы Льва Додина), Соня Мармеладова – первая роль в Александринском театре.

«Интересно мне, потому что не нравилось это изначально. Сама эта роль. Потому что мне кажется, она такая нереальная. Интересно было найти что-то реальное в этом», - отметила актриса Анна Блинова.

Самый неожиданный персонаж – Свидригайлов. Он представлен в исполнении Дмитрия Лысенкова - номинанта на «лучшую роль второго плана». Он почти ровесник Раскольникова, тоже обуреваем бесами. Но если Раскольников выбирает Владимирский тракт и путь раскаяния, то Свидригайлов – пулю в лоб.

«Неожиданное было распределение меня на роль Свидригайлова. Поэтому я и спросил, почему именно я, и почему так случилось. Но когда он стал рассказывать, что он хочет не бытового персонажа, а некое такое танцующее существо, тут стало ясно. Мой пластический рисунок довольно-таки отличается от всего спектакля в целом. Поэтому в данном случае этим персонажем мог быть только я, вот так получилось», - рассказал актер Дмитрий Лысенков.

Каждый персонаж надолго врезается в память. Виталий Коваленко – еще одна номинация на роль второго плана – тоже не типичный Порфирий Петрович. 

«Достоевский - это такая большая удача! Я рад соприкоснуться с этим персонажем на своем творческом пути. Я доволен», - признался заслуженный артист России Виталий Коваленко.

Любопытно, что в самом Художественном театре уже идет один многочасовой спектакль по Достоевскому – «Каразмазовы» Константина Богомолова. Так что столичную публику долгими постановками по этому автору не испугаешь. А вот Валерий Фокин говорит, что после аншлагов в Петербурге и теперь в Москве всерьез задумался: может быть, зритель соскучился по вдумчивому прочтению классики.

Новости культуры