11.03.2018 | 20:12

В России отмечают 200-летие со дня рождения Мариуса Петипа

Балетный мир отмечает сегодня 200-летие со дня рождения Мариуса Петипа, имя которого присвоено целой эпохе в истории отечественного балета, его золотому веку. Хотя в каком-то смысле российская культура присвоила себе французского хореографа, переименовала Альфонса Виктора Мариуса Петипа, сына балетмейстера Жана-Антуана Петипа. Мариус Жанович стал Мариyсом Ивановичем.

Неизмеримо то, что Петипа сделал для русского балета, и это как видно от того, что он заведомо нацеливался на его возвышение против балета европейского, который (по словам хореографа) опирался только на технические приёмы. Петипа называл их клоунскими упражнениями.

Серьёзный балет – это русский балет, и сегодня он отдаёт дань памяти великому франко-российскому мастеру. Наш корреспондент Елена Ворошилова сообщает из Петербурга.

Когда 29-летний Мариус Петипа приехал в Россию, он не думал, что задержится здесь на 60 лет: поставит 70 балетов, примет российское подданство, хотя русский язык так и не выучит. Здесь, на улице Росси, хореограф поставил все свои балеты.

В Вагановке, бывшем Императорском театральном училище, находилась репетиционная база Мариинского театра.

Петипа, получив контракт, не только танцевал и преподавал. В начале переносил уже известные балеты, потом стал ставить свои. Этот зал помнит слезы и рыдания балерин. Николай Цискаридзе своих учеников тоже не щадит. Методы великого хореографа применяет на практике. 

«Он редко кого хвалил, редко делал комплименты. Говорил на ломаном русском: «Ни грас, ни пасс, ни элевас» (ни грации, ни шага, ни па). По соседству с Петипа работали шведы, французы, датчане. Российская империя платила щедро. Петипа не игнорировал конкурентов. Свои балеты разбавлял французским романтизмом, виртуозной техникой стального носка – гордостью итальянцев. Придумывая сам, а также аккумулируя лучшее, он создал невероятные по силе и красоте спектакли – «Корсар», «Баядерку», «Раймонду», «Лебединое озеро». Они определили Имперский русский стиль», - отметил ректор Академии русского балета имени Вагановой Николай Цискаридзе. 

«Он работал дома, много работал на бумаге, но самое главное - в репетиционном зале. До того, как была музыка, весь балет был в голове. Работал дома, использовал и фигурки, и шахматы», - рассказал кандидат искусствоведения Борис Илларионов. 

К юбилею Петипа, Мариинский покажет только три версии «Спящей красавицы». Реконструкция Сергея Вихарева постановки 1890 года дает представление об этой феерии. Тогда музыка Чайковского и танец Петипа произвели фурор. Это был первоклассный опыт двух гениев, поднявших балет на симфонический уровень. 

«Спящая красавица», потеснив прекрасных конкуренток, стала символом русского балета. О партии Авроры мечтали все балерины. Олеся Новикова, принцесса со стажем, знает все нюансы, но каждый раз выходит, как в первый. 

«Это чистота, из которой не можешь выйти. Нужно держать фасон и быть на высоте. Это всегда праздник на сцене. Петипа виртуозно стал продвигать русских балерин. До его прихода звездами были итальянки и француженки. При нем Матильда Ксешинская впервые скрутила 32 фуэте, а Анна Павлова потеснила пышных танцовщиц. Говорят, дух Петипа обитает в театре. Его чувствуют балерины, и танцовщики», - поделилась солистка балетной труппы Мариинского театра Олеся Новикова. 

«Когда идешь после спектакля, есть ощущение присутствия духа Петипа», - добавил и.о. художественного руководителя балетной труппы Мариинского театра Юрий Фатеев. 

В финале Мариинский театр, который Петипа считал своим домом, закрыл перед ним двери. Но это изгнание ничего не могло изменить. Петипа подарил России классический танец, определивший судьбу мирового балета.
 

  Новости культуры