02.03.2018 | 20:02

Третьяковка для выставки перевозит картины Василия Верещагина из исторического здания на Крымский Вал

7 марта в Третьяковской галерее откроется выставка Василия Верещагина. Среди полотен есть гигантские. У тех, кто готовит этот грандиозный проект, сейчас особенно много забот. Картины нужно перевезти из исторического здания в Новую Третьяковку. Рабочие грузили шедевры. Юлия Струкова наблюдала.

Демонтаж, упаковка, доставка, развеска картин – это несколько недель работы, которую делят на этапы. Во-первых, демонтируют крупные картины, потом упаковывают средние. И, наконец, самые маленькие – их так и называют «малышки».

Самый сложный процесс – демонтаж двух огромных полотен «Балканской серии». Вес каждого из них – порядка четырехсот килограммов. Картины спускают со стены, потом холст будут отделять от рамы. Пока рабочие, как сокровище опускают полотно, реставраторы, хранители замерли в напряжении. Как выглядит изнанка картины обычно знают лишь профессионалы. Причем у каждого специалиста ‒ своя информация о ее прошлом и настоящем. К делу приступают реставраторы ‒ снимают ледерин.

«Такой специальный материал “ледерин”, которым мы закрываем оборот картины, чтобы туда не попадала пыль. Чтоб вытащить картину, нам надо его снять. Потом, когда отвезем на выставку, картину положим внутрь, в раму, и опять сверху прибьем эту специальную ткань», ‒ объяснила реставратор масляной живописи Государственной Третьяковской галереи Татьяна Серегина.

Так же трепетно, как к картинам, Василий Верещагин относился к рамам. На выставках требовал экспонировать свои работы сериями, как писал, и в «родных» рамах. Для эпических полотен «Перед атакой Плевны» и «После атаки», их он писал в Париже, рамы заказывал у французских мастеров. Порядка десяти лет «Балканская серия» колесила по выставкам в Европе и США. Позже часть серии купил Павел Третьяков.  С 1980-х годов оба полотна находились в хранилище без рам. И только в прошлом году вновь появились в экспозиции. Перевозят холсты отдельно, рамы – отдельно в специальных ящиках и климатическом фургоне.

«Эти ящики у нас различные. Которые вертикальные и узенькие – для живописных произведений. Чуть пошире – для более объемных работ. Иногда специальные ящики используются для скульптуры. Большие, крупноформатные используются для больших произведений», ‒ пояснила куратор выставки Светалана Капырина.

Ящики вывозят из лифта, они проходят так называемую таможенную зону, с помощью специальных платформ их аккуратно поднимают до уровня фургона. Этот фургон после закрытия опломбируют и откроют только на Крымском Валу в присутствии хранителей и реставраторов. 

Новости культуры