16.02.2018 | 15:42

Как Екатерина II относилась к своим портретам? Русский музей представляет выставку об императрице

«Екатерина Великая в стране и мире». Масштабная выставка под таким названием открылась в Русском музее. На вернисаже в Михайловском замке побывала Алиса Паршакова.

Здесь все удивительно, например, сервиз, который делал архитектор. После постройки Свято-Троицкой церкви Николай Львов принялся за разработку столового фарфора для самой императрицы. Кстати, предпочитала Екатерина Великая здоровую пищу. Излюбленное блюдо ‒ вареная говядина с солеными огурцами. Отличалась государыня тонким вкусом, поэтому все заказы контролировала сама.

Авторы новой выставки «Екатерина Великая в стране и мире», попытались раскрыть, как главные решения государыни отразились на искусстве. «Такие, как Русско-турецкие войны, греческий проект, путешествие императрицы по державе ‒ пожалуй, важнейшие явления, нашедшие отражение в историко-культурном контексте», ‒ рассказал куратор выставки Григорий Голдовский.

Это время называют русским просвещением. За 34 года правления страна развивалась во всех сферах, включая образование, искусство, законодательство. В Михайловском замке собрали «жемчужины» музеев столицы и Петербурга ‒ Музей Кремля, Государственный исторический, Эрмитаж, Русский...

Один из разделов посвящен каноническим изображениям императрицы. Екатерину Великую часто писали в образе Минервы ‒ римской богини мудрости и справедливой войны. Или Екатерина в Преображенском мундире ‒ это день государственного переворота 28 июня 1762-го. Кстати, Гвардейское платье на выставке представлено напротив портрета. Шествует будущая императрица из Петергофа в Петербург для того, чтобы занять российский престол.

Особо трепетно относилась государыня к своим портретам. Позировать не любила. Поэтому художникам приходилось срисовывать с чужих ранее одобренных работ. С натуры Екатерину писали всего пара человек. В их числе ‒ и Александр Рослин.

«Она считала, что изображена здесь похожей на шведскую кухарку, тем не менее, этот портрет повторялся другими мастерами. Это не было основанием для запрета, еще один из образцов поведения просвещенной монархии», ‒ объяснил Григорий Голдовский.

Наиболее важные политические события того времени ‒ победы в двух Русско-турецких войнах ‒ также нашли отражение в искусстве. Даже европейские художники писали картины о триумфе наших войск, не дожидаясь исхода сражений.

«Россия заняла абсолютно другую, более высокую геополитическую, позицию. Конечно, с Россией стали считаться. Россия начала участвовать в европейских делах», ‒ подчеркнул Григорий Голдовский.

Многие работы зритель увидит впервые, например, сервиз или портрет Екатерины. Они ‒ из частных коллекций. Уже в конце мая раритеты на долгие годы вновь исчезнут, чтобы занять почетное место в собраниях своих законных владельцев.

Новости культуры