11.02.2018 | 20:15

Филиал Русского музея в Малаге. Победы и рекорды

Испанский филиал петербургского Русского музея работает в городе Малага с весны 2015 года. Работает успешно. За неполные 3 года музей посетили больше 300 000 человек. Работает строго по принципу (обозначенному во время его создания): каждый год - 3 выставки. Очередные открылись для публики 2 дня назад. На одной - соцреализм, на другой - образцы советского неофициального искусства, на третьей – XIX век, то, что воспитанники Императорской Академии художеств привозили из далёких путешествий.

Очередь не только на Серова и не только в России, а в целом. За русским искусством выстраиваются и здесь, в Испании, в филиале Русского музея в Малаге. В этом году вернисаж побил рекорд посещаемости, ведь открывают новый выставочный сезон сразу 3 масштабных экспозиции.

Основная (она же постоянная) - выставка «Для счастья народа». Это рассказ об эпохе тотальной индустриализации и стандартизации советской России, в том числе и искусства. Масштабные полотна, с которых смотрят мудрые вожди и идейные комсомольцы, рабочие, колхозницы по сути должны были воспитывать новые поколения коммунистов. От того сюжеты и художественные приемы неимоверно впечатляющие. Вот и мэр города Франсиско де ла Торре Прадос (фанат русского искусства), кажется, поддался магии соцреализма. Ведет к своей любимой работе Самохвалова. 

«Вы только посмотрите! Эта молодежь – практически идеальные люди. Все детали говорят, что у них счастливая жизнь, они сами счастливы. Разве это не привлекает и в это не хочется поверить?», - спрашивает мэр города Малаги Франсиско де ла Торре Прадос.

Более 100 работ, некоторые из которых изъяли прямо из постоянной экспозиции, призваны показать и обратную сторону соцреализма. Как в условиях жестких рамок, художники оставались верны себе и своему почерку?

«Испанцы нас поймут», - утверждает чрезвычайный и полномочный посол России в Испании Юрий Корчагин.

Хосе Мария Луна Агилар, атташе по искусству и глава сразу трех культурных институций: филиала центра Помпиду, музея Пикассо и филиала Русского музея, рассказывает, как русские музейщики повлияли на всю культурную жизнь отдельно взятого города. 

«За последний год количество посетителей увеличилось на 16 процентов. Ни один музей не показал такой динамики. Причин несколько: во-первых, Русский музей привозит интересные выставки, во-вторых, слава об экспозициях уже передается из уст в уста, а это лучшая реклама», - говорит она.

Сложно поверить, но филиал Русского музея в Малаге - пространство площадью почти в 8000 квадратных метров - эволюционировал из простого ресурсного центра с парой компьютеров. Теперь это центр культурного притяжения, где раз в год открывают 1 постоянную и 2 временных экспозиции. 

«Спасибо спонсорам», - благодарит директор Государственного Русского музея Владимир Гусев.

Одна из таких временных выставок – «Путешествия русских художников». Здесь собраны работы величайших мастеров: Верещагина, Саврасова, Шишкина, Левитана, Репина, Поленова, Рериха и не только. Сам жанр путешествия активно развивался еще с конца XVIII века. Именно тогда Академия художеств ввела в привычку экспедиции по разным странам. Теперь на этих полотнах навсегда останется взгляд наших живописцев на быт и уклад Европы, Ближнего Востока, Азии и Америки. 

«Это неоценимый вклад», - заключает заместитель директора Государственного Русского музея Евгения Петрова.

Третий выставочный проект, кажется, стоит немного особняком вне общего контекста. Беспредметные работы Михаила Шварцмана (художника петербургского андеграунда) – это попытка понять Божественную сущность. Удивительно, но многие эти работы создавались в период господства соцреализма. А многих художников-путешественников Шварцман считал своими вдохновителями. Теперь у европейской публики есть возможность узнать и эту страницу художественной истории России.

Новости культуры