Новости

28.01.2018 | 21:26

Витторио Згарби чувствует Ренессанс и политику. Итальянский арт-критик с визитом в Москве

Итальянский искусствовед и арт-критик Витторио Згарби утверждает, что только десять процентов итальянцев посещают музеи своей страны. В других странах Европы этот показатель заметно выше. Или вот ещё факт, на достоверности которого настаивает Витторио Згарби: в Италии на три тысячи итальянских музеев, на сотню тысяч храмов и капелл приходится всего 453 искусствоведа. С точностью до единиц посчитал.

Можно поверить на слово авторитетному учёному. А также можно предположить, что Витторио Згарби ищет и находит основания для активности как пропагандист искусства. На этой неделе он был в Москве, лично представил свою новую книгу, и этой книгой можно проверить репутацию Згарби как искусствоведа, способного говорить о возвышенном понятным, человеческим языком. А занимается он не только искусством. Дарья Турусова знает теперь о нём больше.

Такой аншлаг на презентациях изданий по искусству бывает нечасто. Но автор книги «От Караваджо до Тьеполо» Витторио Згарби к вниманию публики привык.

«Я написал много книг, занимаюсь политикой, многими другими вещами. Но этот зал не моя заслуга, это заслуга итальянского искусства. Именно оно собирает столько зрителей», - говорит искусствовед Витторио Згарби.

«От Караваджо до Тьеполо» - уже четвертая книга в цикле «Сокровища Италии». В этой серии Витторио Згарби через «Предчувствие Ренессанса» добрался до барокко. В названии заложил временную рамку – от Микеланджело Меризи да Караваджо до Джованни Баттиста Тьеполо. А в содержании пошел дальше этих и других широко известных имен. Згарби написал о художниках, незаслуженно забытых даже на Родине. Иллюстрации добывал лично, объехал всю Италию, фотографировал в деревенских церквях фрески, плафоны, полотна.

«В школьных учебниках об искусстве пишут скучно. Или вообще оставляют его на задворках. А в этой книге мы постарались объединить под одной обложкой и иллюстрации, выполненные в хорошем качестве, и доступный, понятный рассказ», - объясняет искусствовед Витторио Згарби.

В Москву Витторио Згарби приехал не только представить свою новую книгу, но и открыть выставку итальянского экспрессиониста Антонио Лигабуэ. В России он экспонируется впервые. Живопись и скульптура, звери и автопортреты. «Невероятно мощный художник. Его можно сравнить с Ван Гогом, который главной темой своего творчества выбрал животных. Его живопись напоминает наскальную, да и сам он был очень похож на пещерного человека», - считает искусствовед Витторио Згарби.

О высоком Витторио Згарби заботится не только как искусствовед, но и как политик. Телеведущий, частый гость теледебатов, бывший мэр сицилийского города Салеми и один из основателей программы «Дом за 1 евро». Этот проект нацелен на сохранение архитектурного наследия. Пустующие дома продают за символическую плату. При условии, что новые владельцы отреставрируют их в течение 3 лет. Згарби вообще считает, что политика и искусство - вещи неразрывные. «Политика - высокая форма выражения культуры. Поэтому их не нужно разъединять. В Италии политика и искусство работают в связке. Потому что Италия является признанным центром искусства. И в любом случае мы должны делать так, чтобы политика соответствовала тому уровню культуры и искусства, которыми славится Италия», - отмечает искусствовед Витторио Згарби.

Сердце и разум Витторио Згарби отданы итальянскому искусству - в своих исследованиях он не собирается отвлекаться и заходить на чужие территории. Но его литературные пристрастия связаны с Россией. Он любит Пушкина, Есенина и Маяковского.

Новости культуры