28.01.2018 | 19:31

Зачем вернулся Швейк? Премьера в Александринском театре

Вчера и сегодня в петербургском Александринском театре ‒ премьера. По мотивам романа Ярослава Гашека Валерий Фокин поставил спектакль «Швейк. Возвращение». Ни приурочивать, ни вообще как-то обосновывать постановку по Швейку не было нужды. Никогда нет нужды, ни в какое время. Швейк привлекателен, литературоведы отмечали и прежде, и теперь исключительность этого персонажа. То ли наивный, то ли хитрый, Швейк, что и говорить, очень современный тип. Усердие граничит с идиотизмом, двусмысленность поведения наводит на подозрения в притворстве. Вроде комично, но тень трагедии не даёт сползти к примитивному зубоскальству. Совсем не смешно, когда человека, который живёт вне исторических событий, совершенно не желает в них участвовать, буквально вталкивают в них, делают участником событий, принуждают судить об этих событиях, и только его простодушие бережёт его от цинизма. И вот версия Валерия Фокина в Александринке. Продолжит Валерия Кудрявцева.

«Зачем вернулся Швейк?», – самый частый вопрос к Валерию Фокину в дни вокруг премьеры его спектакля «Швейк. Возвращение». Идея обратиться к герою Ярослава Гашека возникла у режиссера давно. С его помощью хотелось разобраться, как меняется отношение человечества к войне. И меняется ли.

«Он вернулся через 100 лет, и для меня очень важен этот образ сейчас как некая провокация. Мы живем в ощущении войны. Это понятно. Если мы не будем говорить об этом, то мы просто привыкаем к этому, нам кажется, что это нас не коснется, что это пройдет мимо нас. И вот это привыкание – оно опасно. Потому что понятно, что вообще запретить все войны невозможно. Человек так устроен. Но способствовать тому, чтобы их было как можно меньше – это очень важный момент», – подчеркнул художественный руководитель Александринского театра, народный артист России Валерий Фокин.

Автор оригинальной пьесы «Швейк. Возвращение» Татьяна Рахманова проработала много документов, фронтовых дневников и писем, интернет-ресурсов. Пьеса получилась сразу о многих – таких разных и таких похожих войнах.

«Этой теме не хватает какой-то теплоты, какого-то женского взгляда, потому что, мне кажется, это важно. Я начала заниматься этим, довольно долго писала, год, наверное. Я в это во все погружалась, было очень тяжело. Пьеса для меня про то, что пока человек не будет ценностью, пока человек будет только средством, у нас ничего хорошего не будет», - отметила драматург Татьяна Рахманова.

Швейк возвращается в инвалидной коляске и со справкой из сумасшедшего дома, что он «самый большой идиот из всех возможных». И снова обречен воевать. Но за 100 лет с момента написания Швейк сильно изменился. За маской балагура и шутника – человек грустный и размышляющий. За время спектакля он будет среди солдат, очевидно, разных войн – от Первой мировой до сегодняшних. Причина возрастного ценза постановки 18+ – кадры современных военных казней. Вместо присущего до сих пор Швейку фарса – кадры современных военных казней, трагифарс. Жесткий и бескомпромиссный разговор о войне.

Исполнителю роли Швейка Степану Балакшин пришлось поправиться на 17 килограмм, чтобы соответствовать образу известному во всем мире и придуманному когда-то художником Йозефом Ладой. Проверить, насколько похоже получилось, можно в фойе Новой сцены Александринки на выставке, приуроченной к премьере.

«Наверное, Швейк – герой нашего времени, который не идет на поводу у того, что сегодня происходит, а пытается оставаться самим собой, шутить и с юмором относится к тем вещам, которые от него, в сущности, не зависят», - сказал актер Степан Балакшин.

Все участники спектакля восприняли эту работу необычно лично. В каждом отзывается что-то свое.

«Не надо даже было стараться режиссеру погружать в этот материал, потому что это сейчас в воздухе витает. Если новости посмотришь, все равно ведь там про эту ли, про ту ли войну», - заметил народный артист России Игорь Волков.

Зрительское мнение разделилось заметно. Тот, кто надеялся увидеть смешной фарсовый спектакль, разочарован. Тот, кто готов к серьезному разговору, получает его сполна.

После премьеры Фокин – на сцене. К 50-летию творческой деятельности ему присуждена Премия им. Евгения Лебедева за вклад в развитие русского театрального искусства. Сам он ни годы работы, ни постановок не считает. Уверен, что каждым новым спектаклем нужно доказывать, что ты остро чувствуешь время.

Новости культуры