23.01.2018 | 20:49

Реставраторы из Царского Села восстанавливают древние фрески псковского Довмонтова города

Петербургские реставраторы завершают воссоздание фресок псковского Довмонтова города ‒ каменных сооружений XIII века. Основная часть фресок, которые были обнаружены еще в 70-х, находится в фондах Эрмитажа. А в мастерских Царского Села сейчас работают с живописью, которая украшала нижнюю часть одного из храмов. Репортаж Марины Михайловой. 

Купель, фрагмент одежды. Прописаны мельчайшие детали. Уже очевидно, это Рождество, пока неизвестно: Сына Божия или Богородицы. Фрагментов тысячи. Они пропитаны специальным составам, предотвращающим разрушение, сорок лет назад, еще во время демонтажа со стен храма. Сейчас прошли обработку от нескольких видов грибковых заражений. Теперь нужно собрать пазл средневекового шедевра. Подсказки при подборе: толщина штукатурного слоя и графья ‒ едва видный, тонкий рисунок, процарапанный мастером перед нанесением красочного пигмента.

«Когда отдельно берешь, они, как драгоценности,  переливаются. Ты видишь цвет, понимаешь, что это вещи, которые пережили на своем веку очень много. Для меня работа с этим памятником ‒ что-то необыкновенное. Я ребятам сказал: такое бывает раз в жизни», ‒ поделился художник-реставратор Михаил Рогозный.

Декоративные орнаменты, платы, были запакованы в тридцати ящиках, еще в десятках ‒ бесценные россыпи. Паспорт составлен на каждый фрагмент. С какой стены, на каком уровне располагался, под какой фреской собраны с земли осыпи красочного слоя. Работами эрмитажников руководил Василий Дмитриевич Белецкий. Реставраторы говорят: такому отношению к памятникам сегодня нужно поучиться.

«Почему эти фрески сохранились? Когда в начале XVIII века Псков ожидал нашествия войск шведов во главе с королем Карлом XII, Петр I предпринял большие работы по реконструкции крепостных сооружений. Верхи церковных зданий были разобраны, а кубические объемы использовались как основы для земляных насыпей, наверху была батарея. Но Карл XII на Псков не пошел», ‒ рассказала заведующая отделом Псковского государственного музея-заповедника Таисия Круглова.

В засыпанном виде храмы простояли до 70-х годов XX столетия. Сегодня уже известно, как выглядел декоративный пояс алтарной части храма Рождества Христова. Планируется, что монументальные росписи войдут в коллекцию будущего музея фрески в Пскове.

Новости культуры