21.01.2018 | 21:17

"Глубоко и больно". Сергей Газаров представил новый спектакль

Драматург Гарольд Пинтер, лауреат Нобелевской премии по литературе, утверждал, что он не способен рассказать содержание ни одной из его пьес. «Могу сказать одно, - говорил он, - это вот то, что произошло, вот так люди говорили, вот так они поступали». «Как рождаются Ваши пьесы?», - спрашивали его. Ответ: «Большая часть пьес возникла из строчки, слова или образа». Пинтер приводил в пример, как в случае с пьесой «Возвращение домой» ему непонятно, откуда просто пришла в голову первая строчка «Куда ты дел ножницы?».

Последняя реплика героини этой пьесы - «Не становись чужим». И её использовал для названия спектакля Сергей Газаров, который поставил в театре «Современник» «Возвращение домой» Пинтера - пьесу о единении человека со своей звериной природой, как было сказано в одной из рецензий. С виду - бессвязный рассказ про сообщество разобщённых людей, хотя они вроде как связаны семейными узами. Валерия Кудрявцева была на премьере.

Последние слова режиссера перед премьерой кажутся самыми важными. С ними актеры и выходят на сцену. После трех месяцев репетиций и считанных выходных все волнуются, но рвутся в бой.

Сергей Газаров обращается к пьесе Нобелевского лауреата и абсурдиста Гарольда Пинтера уже во второй раз. Впервые он поставил ее больше 10 лет назад в Театре Армена Джигарханяна. И вот новая версия - в родном театре. Жесткая и парадоксальная история об отношениях в большой семье, где любовь и ненависть переплелись настолько, что неотличимы друг от друга. Режиссер говорит, что этот вариант - точнее, больнее и ближе к цели. Сообразно прожитым годам.

«Мне кажется, что в семье происходят самые страшные и самые радостные события. Меня всегда увлекали эти отношения, я все время хочу понять, какая там есть моторика, что это такое, почему так происходит, что нам дает право вести себя так непозволительно жестко друг к другу», - признается режиссёр Сергей Газаров.

Странное, жестокое, смешное семейство во главе с отцом в исполнении Михаила Ефремова. Психологизм и гротеск, загадочность и анализ. Сочная театральная форма, которая, наверняка, разделит зрительское мнение. Отношения и границы друг друга проходят особое испытание, когда в доме появляется женщина - жена одного из братьев. Момент истины и возможность перерождения. И все не выходя из дома.

«Это 60-е годы, свингующее поколение. Оно было уже более образованным, и этот более свободный взгляд на женщину Пинтера… Для меня до сих пор эта тема очень важна», - говорит актриса Елена Плаксина.

Сергей Газаров, вопреки трендам, пьесу не осовременивал, время и место действия универсальными не делал. Лондонское предместье середины 60-х прошлого века читается с первых сцен. А вот такие отпугивающие на первый взгляд отношения постепенно захватывают внимание и откликаются неожиданными узнаваниями. И потому Сергей Газаров уверен, что еще через 10 лет поставит семейную пьесу Пинтера снова. Еще более глубоко и больно.

Новости культуры