21.12.2017 | 10:35

Петру Барановскому посвящена новая экспозиция в Музее Щусева

В Музее имени Щусева открылась выставка, посвящённая Петру Барановскому. Она приурочена к 125-летию со дня его рождения. Архитектор и реставратор, Барановский всю свою жизнь посвятил спасению шедевров русского зодчества. Сохранил для истории около 80 архитектурных памятников. Репортаж Маргариты Масленниковой. 

Петр Барановский называл спасенные памятники своими детьми. "Любимым ребенком" было Коломенское. На выставке представлен гигантский макет усадьбы. Именно так комплекс выглядел изначально - в XIV-XVII веках. Но потом был перестроен. С 1923 года Барановский начал возрождение Коломенского. Многие сооружения вернул на исторические места: постройку при Преображенской царском дворце, Домик Петра I. Создал в Коломенском первый в стране музей под открытым небом.

"Он реставрировал почти все памятники Коломенского - и Полковничьи палаты, и Георгиевскую церковь, где был выявлен круглый объем, и церковь Вознесения", - рассказал куратор выставки Анатолий Оксенюк.

Барановский много путешествовал по стране. Собирал материал для реставрационных работ. Но не все, за что он "радел", удалось спасти от разрушения и сноса. Например, Сухареву башню - памятник XVII века. На выставке представлен макет и ее фрагменты. Чертежи и схемы были сделаны реставратором и его соратниками.

"Мы показываем здесь макет Сухаревой башни, которая стала символом снесенной Москвы. Это символ символ того времени. В целом ряде сооружений мы видим следы борьбы за историю, в том числе, Барановского", - объяснила старший научный сотрудник Музея архитектуры имени Щусева Юлия Ратомская.

Симонов монастырь реставратору удалось отчасти сохранить. Это сооружение на юге Москвы когда-то было одним из самых крупных в столице. В 30-м году половину здания монастыря снесли. Но Барановский успел сделать множество чертежей разрушенных сооружений.

"На месте Симоновского монастыря предполагался сквер с клубом, что было и реализовано, а Барановский на протяжении долгих лет пытался эту ситуацию исправить, была серьезная борьба, письма, но, к сожалению, это все оказалось безуспешным", - отметила директор музея Елизавета Лихачева. 

В 33-м Барановского обвинили в антисоветской деятельности и сослали в ГУЛАГ. Через три года архитектор был досрочно освобожден и продолжил свою борьбу за охрану и возрождение памятников.

Масштабным реставрационным проектом мастера после великой отечественной войны стало Крутицкое подворье - архитектурный ансамбль второй половины XVII века. Десятки лет он работал над тем, чтобы вернуть ему первоначальный облик. Старания мастера увенчались успехом. Сегодня Крутицкое подворье - один из самых заметных символов старой Москвы.

 Новости культуры