20.12.2017 | 18:15

Этот конкурс создает образы ярких звезд…

23 декабря наши зрители увидят в эфире финал конкурса «Большая опера – 2017», узнают имена тех его участников, кто покорил сердца членов жюри и завоевал самые горячие симпатии зрительской аудитории. Мастерство молодых артистов могла оценить и выдающаяся немецкая певица Надя Михаэль. Она ответила на наши вопросы и поделилась мыслями об опере и конкурсе.

– У Вас весьма обширный репертуар. А есть ли в нём «любимчики» – те произведения, которые Вам нравится исполнять больше всего?

– Н.М.: Я живу настоящим. Это значит, что я считаю, что нужно непременно любить то, что вы делаете прямо сейчас! Большинство людей, работающих со мной, знают, что я всегда серьёзно и много работаю, берусь за любые, даже сверхсложные задания и стараюсь пропускать их через себя. Но на этот вопрос я отвечаю так: больше всего я люблю то, что делаю в данный конкретный момент.

– В Вашем репертуаре – оперы композиторов разных стран. Доводилось ли Вам исполнять сочинения, например, французских или итальянских композиторов в немецком переводе? 

– Н.М.: Нет.

– А как Вы относитесь к тому, что такое иногда случается? И вообще, Вы считаете важным петь на языке оригинала?

– Н.М.: Я считаю, что язык на первом месте, по крайней мере, начиная с романтического периода. Но, оглядываясь назад, к барочным операм, я считаю, что тогда язык тоже был очень важен, и композиторы всегда сочиняли музыку, исходя из содержания, из общего ощущения от заложенного в словах смысла. Конечно, переводы могут помочь публике понять содержание, но они совсем не помогают понять музыку! Невозможно себе представить спеть, например, Яначека, Шостаковича или Бартока на немецком языке – это радикальным образом изменило бы музыку.

– А для Вас язык являлся когда-нибудь «камнем преткновения при выборе репертуара?

– Н.М.: Нет, для меня – никогда.

– Кроме того, что Вы – выдающаяся певица, Вы ещё и композитор, и Ваши сочинения с большим успехом исполняются на крупных мероприятиях. В каких жанрах Вы сочиняете?

– Н.М.: О, нет! Я не композитор. Конечно, я люблю «играть» вокруг постановки и комбинировать, скажем, рок-элементы с классической музыкой и с необычными звучаниями. Я вижу себя скорее в качестве некоего гибрида композитора с продюсером, который экспериментирует с мелодией и гармонией и может использовать их в сочинении. А мои проекты были бы невозможны без великодушной помощи моих друзей в Германии, поскольку я не знаю всей технической стороны современной звукозаписи. Мне повезло, что моя композиция The day of the days получила крупнейшую международную маркетинговую премию – Dom Perignons Creator Award.

– Вы в детстве серьёзно занимались плаванием. Помогло ли Вам спортивное прошлое в вокальной карьере? Ведь, профессиональные занятия спортом закаляют характер, а при Вашей профессии твёрдый характер просто необходим.

– Н.М.: Я не думаю, что плавание помогает пению. Но неоспоримо, что для обеих профессий важно, например, такое качество, как огромное терпение. Но самое главное: когда вы терпите неудачу, вы не размышляете, не сомневаетесь, а поднимаетесь и пробуете всё делать снова, снова и снова.

– В связи с этим, следующий вопрос: как Вы относитесь к конкурсам? Ведь для спорта соревнования – обычное дело, но так ли необходимы соревнования в сфере искусства, где многое субъективно. Например, среди певцов?

– Н.М.: Конечно, соревнования среди певцов нужны. Хотя очевидно, что победа в конкурсе не является гарантом успешной карьеры, всё же человеческая природа нуждается в вызовах и в подтверждении своего мастерства. А этот конкурс («Большая опера») особенный. Он делает невероятное: благодаря возможностям средств массовой информации создаёт образы ярких звёзд. Это похоже на сказку! А результатом такой работы является повышенное внимание зрителей к такому замечательному живому виду искусства, как опера, и к его главным героям.

– В одном из своих интервью Вы сказали, что опера для Вас – это обязательно соединение музыки и театра. То есть настоящий певец должен не только обладать хорошими вокальными данными, но и уметь сыграть роль как актёр. Что Вы скажете по поводу проекта «Большая опера»? Ведь по условиям этого конкурса, каждая программа (а в некоторых программах будет и по два номера!) – это новое произведение, новая эпоха, новый композитор, даже новый жанр. И без хорошей актёрской игры невозможно так быстро перевоплощаться в очередного нового героя.

– Н.М.: Такой нескончаемый интерес к конкурсу демонстрирует, насколько невероятно храбры все участники. Исполняя такое разнообразие произведений разных стилей, разных композиторов, сочинений на разных языках требует стальных нервов, но вместе с тем – гибких голосовых связок. Что касается меня – я никогда не была большой охотницей до фестивалей и конкурсов. Наоборот, я раскрывала все свои способности непосредственно на сцене, в постановках. Мне нужно время, чтобы «пробраться» в характер, в музыку, я люблю процесс репетиции, сотрудничество с режиссёрами. Мне нравится становиться кем-то большим, чем я сама. А в фестивалях или конкурсах мы, в основном, остаёмся самими собой, и это меня смущает. Я чувствую, что сама себя могу разоблачить, хотя тоже победила в паре конкурсов в своё время. И, в связи с этим, у меня сложилось ощущение, что наши выдающиеся участники почти пугают меня своим профессионализмом, гибкостью и чрезвычайной образованностью. И я очень благодарна за то, что принимала участие в проекте «Большая опера» и польщена тем, что могла наблюдать за всей командой в прекрасной творческой работе.  

Фото: Вадим Шульц

 Гала-концерт пятого сезона "Большой оперы" в эфире нашего телеканала - 30 декабря в 21:00.