24.11.2017 | 10:40

Выставка работ Казимира Малевича открыта в павильоне "Рабочий и колхозница" на ВДНХ

"Не только черный квадрат". Под таким названием в павильоне "Рабочий и колхозница" на ВДНХ открылась выставка работ Казимира Малевича - самая полная в России. Творчество хрестоматийно известного художника представлено с неожиданной стороны. Среди экспонатов, к примеру - флакон одеколона "Северный" - его дизайн супрематист создал в 1908 году. Но главное все-таки - живопись. О непривычном Малевиче - Анна Галинская.

Это одна из последних фотографий Казимира Малевича - ее нет на выставке. Зато есть работа, что висит у него над кроватью - "Три фигуры в поле", - вот она, в цвете, написанная после долгого перерыва в работе. Эта выставка - почти ретроспектива. Названная "Не только черный квадрат", она не обходит стороной его - "икону мирового аванграда". Доктор искусствоведения Александра Шатских, которая датировала Черный квадрат, уверяет, что этот эскиз карандашом был нарисован в тот же день, что и всеми известный эксперимент.

"Он его оглушил, потому что мы все знаем, что когда мы смотрим на "Черный квадрат" - он слишком простой. Он сразу понял, что это что-то невероятное", - отметила куратор выставки Александра Шатских.

А вот предпосылки "Черного квадрата" - эскиз занавеса к спектаклю "Победа над солнцем" - провокационная постановка 13-го года, оказавшая не менее провокационное влияние на мировое искусство. Казалось бы, изученный Малевич, у которого в цвете всего около 300 работ - чтобы было понятно, у Пикассо их около пяти тысяч, - на этой выставке предстает малознакомым, уничтожающим и разрезающим на этюды свои ранние работы. Взять, к примеру, "Дом с верандой" - на его обороте, говорят специалисты, фрагмент головы крестьянки. В этом зале Малевич - импрессионист, иллюстратор, тонкий живописец.

"Он родился на свет живописцем, потому что каждый миллиметр этой картины сделан с такой невероятной тщательностью, виртуозностью. Даже угол, где он делает кружочек, и ставит точечку", - объяснила Александра Шатских.

Его главная формула - от импрессионизма к супрематизму, через кубизм и футуризм, не минуя ни одного этапа, прийти к беспредметности. Вот она, знаменитая серия его работ- все были выставлены на Последней футуристической выставке в декабре 1915-го, где Малевич и предъявил супрематизм.

А рядом - Малевич другой - портрет Елизаветы Яковлевой на выставку прилетел из Голландии, сопровождает его владелец - коллекционер Филипп ван ден Хурк. "Она у меня хранится уже около 25 лет, с тех пор, как ее обнаружили. Храню ее дома, в сухом месте. Это мой Малевич", -  поделился Филипп ван ден Хурк.

"Своим" Малевичем для этой обширной экспозиции поделились региональные музеи, которым работы продавал сам Художник, отбирая лучшие. В их числе - знаменитый Косарь, "Четыре квадрата", "Жизнь в большой гостинице" - авторство Малевича в этой картине подтвердили лишь 10 лет назад. Сенсация выставки - его уникальные архитектоны, "Зимний пейзаж", известный до этого лишь специалистам, ну и, конечно, этот незабываемый взгляд.

Новости культуры