17.10.2017 | 11:03

Состоялась презентация книги "А.С. Суворин: портрет на фоне газеты"

На Биеннале театрального искусства, проходящей в эти дни в столице, состоялась презентация книги, выход которой можно назвать сенсацией. Рукопись Инны Соловьёвой и Веры Шитовой долгое время считалась утерянной. Еще в шестидесятые годы прошлого столетия в центре их внимания оказалась деятельность издателя и публициста Алексея Суворина. Теперь книга о нём стала первым изданием библиотеки Биеннале театрального искусства. Подробности у Юлии Кундрюковой.

По ее книгам и лекциям учились поколения студентов ВГИКа, ГИТИСа и школы-студии МХАТ. Прочесть очередное исследование Инны Соловьевой спешат историки, театралы с громкими именами, актеры театра и кино.

«Все, что Вы делаете, пронизано огромной любовью, огромной любовью к театру, огромной любовью к людям, о которых Вы пишете. И я хотел Вас за это поблагодарить», - говорит народный артист России Игорь Костолевский.

«Честно говоря, книгу я сейчас куплю, получу, надеюсь, автограф и дальше буду читать», - поделился народный артист РСФСР, председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин.

За месяц до своего 90-летия историк театра Инна Соловьева держит в руках книгу, которую уже и не надеялась издать: рукописи потерялись. Но два месяца назад на нее в буквальном смысле упали пожелтевшие листы из шкафа в прихожей. О Суворине писала вместе со своей подругой Верой Шитовой. Тогда, в 60-е, Твардовский обещал публиковать их работу частями в «Новом мире». Но из журнала он ушел раньше. О публикации пришлось забыть. Больше никто не решался издать исследование деятельности Алексея Суворина. Издатель газеты «Новое время», знаменитый манипулятор, он знал, как влиять на массовое сознание.

«Один из первых людей, которые стали ощущать массовое сознание как нечто совершенно отличное от личного сознания человека. У Пушкина есть знаменитая реплика: "Народ несется толпой... В какую минуту и по какому знаку народ становится толпой?"», - говорит историк театра, искусствовед Инна Соловьева.

Знаменитый автор воскресных фельетонов в «Санкт-Петербургских ведомостях» публиковался под псевдонимом Незнакомец. Из умеренно-либерального западника-публициста он неожиданно превратился в консервативного монархиста, когда стал издателем газеты «Новое время», где всё было направлено на воспитание массового читателя, которому не нужно думать.

«Не должно вообще думать - это лишнее. Это обременительно, это трудно, жизнь ненадежна, мысли твои ненадежны, голубчик мой. Значит так, давай думать простые вещи: давай что-нибудь сделаем руками», - говорит историк театра, искусствовед Инна Соловьева.

«Речь идет о том, как в России рождается массовая культура и как рождается идеология массовой культуры, массовой прессы, массового читательства со всеми вытекающими отсюда последствиями», - считает театровед, историк театра Алексей Бартошевич.

«Это очень сложная, неоднозначная фигура, много сделавшая полезного, но и много вредного для нашей культуры», - отмечает директор Государственного центрального театрального музея им. Бахрушина Дмитрий Родионов.

Алексей Суворин издал десятитомник А.С. Пушкина, в ущерб своей материальной выгоде печатал серию «Дешевая библиотека» - книги русских и зарубежных писателей. Ответа на вопрос «Герой он или антигерой?» в книге Инны Соловьевой нет. По мнению автора, предисловия к книге Ольги Егошиной - это отличное пособие по саморежиссуре.

«Не идти по течению, не быть исполнителем чужой воли, не произносить чужие слова, а все-таки понимать что-то, что происходит с твоей жизнью, пытаться как-то ей управлять», - отмечает театральный критик, искусствовед Ольга Егошина.

У книги «А.С. Суворин: портрет на фоне газеты» уже хорошая история. Только выйдя в печать, она уже побывала на Франкфуртской книжной ярмарке, где, по словам издателей, люди знают о Суворине. Например, именно к нему приезжал перенимать опыт начинающий журналист, а в будущем медиамагнат Уильям Хёрст.

Новости культуры