27.09.2017 | 15:41

Режиссер Кшиштоф Занусси − сибирякам о личном. За Уралом открылся VI Фестиваль польского кино

Премьерой своего фильма знаменитый режиссер Кшиштоф Занусси открыл Фестиваль польского кино в Новосибирске. Картина «Галоп» создана 21 год назад, но в России ее показывают впервые. По словам режиссера, эта лента автобиографическая. Репортаж Екатерины Гагариной.

Кшиштоф Занусси на этот раз приехал в Новосибирск не только как режиссер, но и как писатель. Книгу выпустил не об искусстве снимать кино − публика попросила рассказать об искусстве жить. На страничках есть QR-коды − это ссылки на эпизоды фильмов, которые как нельзя лучше иллюстрируют жизненные принципы знаменитого польского режиссера и философа. 

Польша 50-х − какой ее запомнил автор Кшиштоф Занусси. Главный герой фильма − мальчик по имени Хуберт, немного младше режиссера, ему в эти годы не 12, а 10. А вот страсть на двоих – одна: верховая езда сколь притягательная, столь недоступная.

«То, что у нас был ненаписанный, но запрет. Кататься на лошадях – считалось, что это реакционный спорт, что это такое развлечение для бывших помещиков. На самом деле, что-то в этом было. Коммунисты тоже были правы. Это была память довоенной Польши», − вспоминает Кшиштоф Занусси.

У главного героя − эксцентричная тетушка. Она морочит голову чиновникам, живет и работает по двум паспортам, любой ценой готова стоять за любимое дело, конный спорт. Такой она и была, подтверждает Занусси. Такому она и учила − иногда скрывать правду во спасение.

Эпизод, где маленький Хуберт съедает снимок, на котором он прислуживает священнику − режиссеру знаком до боли. Говорит, до сих пор помнит вкус фотографии. Отец Занусси вопреки сюжету не жил за границей. Причина его разлуки с семьей была иной.

«Мой отец по происхождению итальянец. Он имел вулканичный темперамент в отличие от меня. И поэтому он часто высказывался, когда не надо было чего-то говорить. А он говорил откровенно и сажали его на неделю-две недели. Ни какая-то великая жертва. Никакая политика. Просто он ругал власть, а власть его сажала. Поэтому его часто не бывало дома. Подумал, скажу что он за границей», − рассказал Кшиштоф Занусси.

В программе Польского фестиваля − шесть фильмов на языке оригинала с субтитрами. Тема внутренней свободы стала лейтмотивом фестиваля. Например, картина Анджея Вайды «Послеобразы» рассказывает историю художника-авангардиста, бывшего офицера русской армии, который не нашел общего языка с новым политическим строем. И судьба его трагична. Это финальная тема размышлений режиссера. Анджей Вайда умер прошлой осенью, ему было 90 лет.

Новости культуры