24.09.2017 | 20:30

Стартовала VII Московская международная биеннале современного искусства

Открыта VII Московская международная биеннале современного искусства. Российскую столицу заселяет новое креативное племя, составленное из полусотни художников мира. Главный адрес – Третьяковская галерея на Крымском Валу, там куратор Биеннале (в этом году это японка Юко Хасегава) разместила произведения основного проекта. Она же старательно разъясняла всю прошедшую неделю смысл и значение заголовка для Биеннале – «Заоблачные леса». Так мог бы называться фильм в жанре «фэнтэзи».

Снова сталкиваемся с тем, как трудно рассказывать или писать о современном искусстве. Тот, кто делает это профессионально, очень часто использует особый язык, насыщенный особенной лексикой, так называемый «арт-инглиш» со всеми его нарративами и трансверсальностями. Лучше этого избежать, и понимать тему биеннале как сочетание двух образов: леса – метафора искусства близкого традиционному, облака – символ нового искусства, которое может быть, например, выложено в виде файла в облако, в он-лайн хранилище. Репортаж Станислава Дорэ.

Впервые основной проект московской Международной биеннале современного искусства представлен в Новой Третьяковке - одном из самых знаковых и престижных российских музеев. И, по словам специалистов, это показатель того, что, пережившая ребрендинг и смену команды, биеннале вышла на новый уровень. За основной проект отвечает Юко Хасегава — она не раз оказывалась в списке ста самых влиятельных людей в мире исусства. «Заоблачные леса» посвящены взаимодействию художников, принадлежащих разным культурам.

«Молодые люди - обитатели "облака" - интересуются новыми технологиями, существуют в безграничном пространстве Интернета, а жители "леса" - это художники, которые стремятся в своем творчестве к истокам, их пространство - в прошлом, в истории», - отметила куратор биеннале Юко Хасегава.

Даши Намдаков, чья работа « Хранители Байкала» открывает экспозицию, своё место в кураторской иерархии определяет как «между облаком и лесом». Художник и скульптор, работающий в традиционных техниках, на биеннале представил проект технологичный. Это уменьшенная копия инсталляции, которая скоро будет установлена на берегу Байкала. Публике предлагается перенестись в будущее и увидеть как будет смотреться его работа.

«С помощью технологий, надев вот эти очки, мы можем окунуться в эту среду иможем слышать звуки ветра, воды байкальской на ветру, колокола издают звуки, там будет целый мир», - объяснил художник, скульптор Даши Намдаков.

Среди «лесных» обитателей, то есть приверженцев традиционных подходов к искусству – наши художники Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. Немец Михаэль Наджар тоже в их числе, но взгляд его устремлён в небо – художник известен как большой фанат космоса – он три года обучался в Звёздном городке и стал участником программы, организующей космические полеты для туристов, а в будущем планирует стать первым художником, работающим в открытом космосе.

Самый «заоблачный» художник на выставке – француженка Мари-Люс Надаль, которую уже прозвали «ловительницей облаков». Делает она это с помощью специальной машины, по своему устройству напоминающей парогенератор.

"Трубы этого аппарата выходят на крышу Третьяковской галереи и всасывают воздух и дождевую воду в себя, таким образом, конденсируя экстракт облаков", - рассказала художник Мари-Люс Надаль.

В экспозиции представлены практически все направления и актуальные тенденции в современном искусстве, но обошлись без провокации и китча. Выставка получилась по-японски сдержанной, загадочной, поэтичной и стильной. Куратор не противопоставляет традиции и современность – наоборот, создаёт пространство, где всё органично перемешано, а развитие технологий не влияет пагубно на природу. Защита окружающей среды – одна из сквозных тем основного проекта. К вопросу экологии Юко Хасегава так или иначе обращается в большинстве своих кураторских проектов.

Основной проект занял два этажа Новой Третьяковки. Экспозиция напоминает лабиринт: из темной комнаты попадаешь в светлую. Такова концепция архитекторов выставки - в «Заоблачных лесах» ночь сменяет день.

Более 200 работ. В «Заоблачных лесах» можно увидеть новые проекты как молодых и перспективных художников, так и мировых суперзвезд. Олафур Элиассон, которого называют одним из главных мастеров-экспериментаторов со светом и цветом, привез три свои инсталляции из серии «Пространство резонирует от вашего присутствия».

Один из главных скандалистов в мире современного искусства Мэтью Барни представил работу «Космическая охота», а его бывшая супруга, легенда мировой альтернативной музыки Бьорк, - новый проект Bjrk Digital, в котором певица споет каждому, кто наденет специальные виртуальные очки.

Новости культуры