26.07.2017 | 10:50

В Санкт-Петербурге на торги выставлены элементы знаменитого Володарского моста

В Санкт-Петербурге на торги выставлены элементы знаменитого Володарского моста эпохи конструктивизма – два пролета с несущими арками, пять тысяч тонн железобетона. Стартовая цена лота - один рубль. Мост, построенный в 36-м году, в середине 80-х демонтировали, заменив новым, а старые конструкции отправили в поселок Новосаратовка на временное хранение. Подробности у Сергея Загацкого.

В 1986 году Юрий Павлович Липкин руководил Ленинградским институтом мостостроения. Это его подпись стоит под всеми документами и чертежами из этой папки. В ней - история уникальной инженерной операции на Неве. 30 лет назад под пролеты Володарского моста подвели специальные понтоны, установили подпорки, отсоединили железобетонные конструкции от опор - и отправили целый мост в плавание по Неве.

30-е годы XX века. Эпоха конструктивизма, время больших достижений и смелых идей. Инженер Григорий Передерий предложил революционный для того времени проект переправы: целиком и полностью из железобетона, с арочными конструкциями пролетов и разводной секцией.

«Армирование было особое - такое, что в элементы стоек арок были вставлены металлические трубы, чтобы пустота там образовалась, а сверху - арматура, бетон. То есть, конструкция самой арки - благодаря Передерию - была, конечно, выдающейся для того времени», - объяснил председатель совета директоров Института мостостроения Юрий Липкин.

Но к середине 80-х стало очевидно: Володарский мост не справляется с транспортным потоком, старые конструкции не выдерживают нагрузок: пролеты просели на 30 сантиметров. Переправу решили реконструировать, но старые сооружения не разрушать, а отправить на временное хранение в Новосаратовку. Однако прошло уже три десятилетия, а железобетонные монолиты - все еще на невском берегу.

С 2014 года участок, на котором стоит старый Володарский мост - частная собственность. Хозяева и их соседи пытались сами разобрать арки, но вместо конструкций сломалась спецтехника. Тогда попросили, чтобы судьбу моста решили власти. Чиновники объявили арки движимым имуществом и решили продать. 5 тысяч тонн железобетона - за 1 рубль.

«Мы просто считаем, что у нас появится какая-то номинальная компания, которая попробует чего-то здесь разрушить, будут судебные разбирательства, ругань, дрязги и так далее. Мы запретить разрушать ничего не можем, потому что собственник это купит, но собственник купит движимое имущество и должен будет каким-то образом забрать его отсюда», - отметил житель поселка Новосаратовка Андрей Горбань.

Есть, впрочем, еще один вариант, который пока еще официально не звучал. Участок можно выкупить, арочные конструкции оставить на месте и устроить прямо в них музей. Тем более, что в «столице мостов» до сих пор нет музея мостов. Такой объект не будет иметь аналогов не только в России, но и в мире. Но для этого, само собой, нужна не только политическая воля, но и вложения, куда большие, чем 1 рубль.

Новости культуры