13.07.2017 | 11:14

в ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается выставка "Александр Тышлер. Игра и лицедейство"

Около 150 произведений Александра Тышлера – живопись, графика, эскизы костюмов и декораций – из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Экспозиция дополнена работами из частных коллекций, сообщает пресс-служба музея.

Монографическая выставка работ Александра Тышлера – явление чрезвычайно редкое: последняя прошла в Москве почти 20 лет назад, в 1998 году. Связь театральной сцены с поэзией вымысла – вот основной мотив нынешнего показа произведений художника. Экспозиция разделена на пять частей, посвященных темам, которые волновали мастера на протяжении всей его жизни: «Человек на Земле», «Расстрельные темы», «Любовь, или Мечта о Прекрасной Даме», «Театр» и «Капричос».

Одна из важнейших страниц в творчестве Тышлера – работы для театра. Художник оформил более 80 спектаклей в театрах Москвы, Ленинграда, Минска. Произведения, представленные в разделе «Театр», отличаются стилевым и цветовым единством, начиная с общего оформления декораций и заканчивая проработкой деталей костюма.

В разделе «Любовь, или Мечта о Прекрасной Даме» представлена самая ранняя работа Тышлера из собрания Отдела личных коллекций – рисунок «Ванда». Этот женский образ сопровождал художника на протяжении всего творчества.

«Человек на Земле» объединяет работы, воплотившие особое мироощущение художника: семья – это часть Вселенной, может быть, даже столп, вокруг которого вращается мироздание. Наряду с этой идеей в творчестве Тышлера в 1930-е появляется тема особого, пустого пространства.

Самый драматичный раздел экспозиции – «Расстрельные темы». Образы насильственной смерти возникают в графике Тышлера в 1920-е. Трагическая участь родных, события Гражданской войны, пережитые художником, вызвали появление серий «Расстрел», «Погром», «Махновщина». В этих произведениях мастер создает образы человеческой необузданной и бессмысленной жестокости. Впервые в экспозиции представлен плакат «Антисемитизм-сознательная контр-революция», в котором драматизм образов достиг пика: показан мир, расколотый на две части – жертв и палачей.

Тема «Капричос» в творчестве Тышлера появляется под впечатлением от народных театров, балаганов, народных праздников и представлений. Открывает раздел лист под названием «Радиооктябрины» (1925). Значительная по размерам, филигранно выполненная пером и тушью композиция представляет народное гуляние по случаю дня рождения радио. Эту тему поддерживают серии «Жонглеры», «Девушки-кентавры», «Клоуны» – образы, которые живут в творчестве художника десятилетиями.