06.07.2017 | 09:48

В Музее имени Пушкина проходит выставка работ Гарифа Басырова

Он родился в АЛЖИРе - Акмолинском лагере жён изменников Родины. Вырос, стал художником и создал в своих произведениях подлинный образ второй половины XX века. Гариф Басыров - автор известных на всю страну иллюстраций в журнале «Химия и жизнь» и ни на что не похожих графических работ, которые трудно отнести к какому-то одному жанру. В Музее имени Пушкина состоялся вечер воспоминаний о художнике, там же проходит выставка его работ. Репортаж Юлии Кундрюковой.

Он поступил во ВГИК только для того, чтобы смотреть недоступные в 60-е фильмы. Но в кино так и не работал. Однокурсник Гарифа Басырова Александр Митта уже студентом любил его работы.

«Тут есть, о чем подумать. В его работах всегда есть многозначность. Люди - огромные, тяжелые и одновременно с этим легкие, невесомые», - отметил кинорежиссер, народный артист РФ Александр Митта.

Его герои - из советского прошлого: грузный лыжник, чиновник в костюме. На субботнике среди огромных домов - маленькие люди-муравьи, «винтики» огромной системы, из которой трудно вырваться даже во сне: позы спящих странные и неестественные. Юрий Норштейн - друг и поклонник творчества Басырова - когда впервые увидел его работы, почувствовал родственную душу.

«Это, по-моему, одна из лучших работ Гарика, потому что она невероятно романтична. Этот город в огнях и человек, который летит, как какой-нибудь дирижабль, который медленно проплывает над городом, и его никто не замечает», - объяснил режиссер, художник-мультипликатор, народный артист РФ Юрий Норштейн.

Целая серия необычных скульптур из дерева и металла - инкубусы - стали символом парадокса в творчестве Басырова: легкость и тяжесть, податливость и твердость. Вдова художника Инна Литвин говорит, что эти фигуры были как наваждение: с утра до вечера он занимался только ими.

«Это было лето 95-го года. Он сидел на даче в углу сада и каждый день приносил домой, ставил на стол новую фигурку», - отметила художник Инна Литвин.

Работы Гарифа Басырова неоднозначны, каждый видит что-то своё. Но многие сходятся в одном: пейзаж на его картинах - это скорее АНТИпейзаж, а сами герои, обитая в нем, так и не находят своего места.

Новости культуры