13.07.2017 | 16:04

К 85-летию со дня рождения Петра Фоменко

С 10 по 16 июля на телеканале «Россия К» программы, посвященные памяти выдающегося режиссера Петра Фоменко: программа «Театральная летопись» (10-13 июля, 21:40), документальный фильм «Фома. Поцелуй через стекло» (16 июля, 21:40), спектакль «Волки и овцы» (16 июля, 22:15).

Режиссер и педагог, создатель театра «Мастерская Петра Фоменко», он с иронией относился к славе. «Публичность очень соблазнительной бывает, – говорил Фоменко. – Во второй половине жизни мне удавалось её избегать. А в первой – не было опасности».

Пётр Наумович был замечательным рассказчиком, певцом, чтецом и, конечно, он был философом. Как считает режиссер Евгений Каменькович, Фоменко был «удивительным, интересным человеком, и при этом чудовищным хулиганом». Рассказывая о своей жизни, он словно провоцировал тех, кто попадал в его поле зрения. Так, например, размышляя о природе театра, Фоменко цитировал статью Блока, утверждая, что лучше, чем классик, уже не скажешь: «Театр есть та область искусства, о которой прежде других можно сказать: здесь искусство соприкасается с жизнью, здесь они встречаются лицом к лицу. Рампа есть линия огня: сочувственный и сильный зритель, находящийся на этой боевой линии, закаляется в испытании огнем; слабый – развращается и гибнет. Искусство, как и жизнь, – слабым не по плечу».

По мнению коллег, Фоменко был сам по себе человек-театр. Взрывной, обаятельный и закрытый, непредсказуемый, но очень тонкий, особенно в том, что касается актерской индивидуальности. Подсказывая, он не навязывал. Предлагал искать свое, но в атмосфере, которую сам умел создать как никто другой. «В нем есть что-то невероятное, даже мистическое, – считает актриса Ольга Антонова. – Мне иногда кажется, что он посадил мне на затылок какого-то ангела-хранителя, который ведет меня по жизни. С кем бы я ни работала, я все время обращаюсь к этому существу и спрашиваю у него: «А как бы эту роль разобрал Пётр Наумович, что бы он тут напридумал?».

Он многих изменил и многим дал надежду. А после себя оставил не только свои спектакли, но и действующую «школу»: несколько поколений блестящих артистов и режиссеров. «Для меня это человек, который дал мне все, – говорит режиссер, актер Сергей Пускепалис. – Надежду на абсолютный театр, не подверженный дурным театральным болезням, театр как товарищество, как радость от того, что мы вместе».

В эфире телеканала «Россия К» «Театральная летопись. Пётр Фоменко» (10-13 июля, 21:40). В основе программы – встреча режиссера с коллегами, которая состоялась в Доме-музее М.Н. Ермоловой. В передаче Петр Наумович делится мыслями о творчестве, поэзии, театре; вспоминает учебу у прославленных мастеров Художественного театра, рассказывает об Анатолии Эфросе и Ольге Яковлевой, о работе со своими студентами, о том, как рождались его ставшие уже легендарными спектакли.

О Фоменко говорили, что он умел рассказывать о грустном не без надежды, о счастье не без меланхолии. Он не любил юбилеев, торжественных речей и неуемных восторгов по поводу его деяний. Он полагал, что художнику стоит относиться к себе с иронией, «иначе он рискует превратиться в индюка». Пётр Наумович считал, что процесс важнее, чем результат, а провал – полезнее, чем успех.

«Непредсказуемый и парадоксальный» Пётр Фоменко в документальном фильме «Фома. Поцелуй через стекло» (16 июля, 21:40). 16 июля в 22:15 спектакль «Волки и овцы». Телеверсия спектакля театра «Мастерская Петра Фоменко» по пьесе А.Н. Островского. Режиссер Петр Фоменко. В ролях: Ксения Кутепова, Галина Тюрина, Полина Кутепова, Юрий Степанов, Кирилл Пирогов.

Пресс-служба телеканала «Россия К»