04.07.2017 | 20:00

Музеи Московского Кремля покажут "Сокровища императорской Японии"

С завтрашнего дня в Музеях Московского Кремля заговорят японскими хокку. Здесь открывается выставка «Сокровища императорской Японии XIX - начала XX века из коллекции профессора Халили». Репортаж Юлии Казюковой.

На "Худсовете". Генеральный директор музея-заповедника "Московский Кремль" Елена Гагарина

Всемирно известный британский ученый, коллекционер Нассер Дэвид Халили лично представил часть своих сокровищ. Изящнейшие образцы декоративно-прикладного искусства Японии он начал собирать в конце 1970-х годов прошлого века. В основном они относятся ко времени правления императора Муцухито, взявшего имя Мэйдзи, что означает «просвещенное правление».

«Я хочу поделиться изяществом и красотой с современниками, рассказывать об эпохе, уже не существующих техниках, которыми пользовались для создания шедевров», − поделился коллекционер Насер Дэвид Халили.

Коллекция профессора Халили – одна их лучших в мире. Большинство ее экспонатов создавалось для членов императорской семьи или выполнялось по заказу крупных торговых компаний.

«Период Мэйдзи – это очень короткий период, всего 44 года. И произведений среднего качества, которые относятся к этому периоду, много. Коллекция профессора Халили состоит только из одних шедевров», − рассказала генеральный директор историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Елена Гагарина.

Чтобы показать эти роскошные кимоно, тщательно подбирали освещение и влажность. Каждое из них – бесценное, индивидуальное, крой которого не менялся веками. Кимоно – это одиннадцать метров ткани шириной сорок сантиметров, сшитое из прямоугольников, с запахом всегда на правую сторону.

«Художники рассматривали кимоно, как чистый лист, как холст или как свиток. И на нем создавали произведения искусства, которое было трехмерно», − отметила заведующая сектором тканей Московского Кремля Светлана Амелёхина.

Эпоха Мэйдзи – это мода на японское искусство в Европе и Америке. В 1876 году упраздняют сословие самураев – считают, оно не сочетается с обликом новой европеизированной страны. На публике теперь нельзя носить мечи. А какой самурай без меча?

«Мастера, которые десятилетиями выполняли заказа знатных самураев: украшать для них мечи, они оказались без заказов. И они очень быстро перестроились и стали создавать вещи для американского и европейского рынков, которые жаждали японского искусства», − рассказал научный сотрудник Музеев Московского Кремля Федор Панфилов.

Искусство эпохи Мэйдзи – это сочетание традиций и новаторства. Мастера применяли привычные материалы и соединяли их с европейскими технологиями. Все это умножалось на японское трудолюбие и стремление к качеству.

Все это и сейчас считывается в великолепных эмалях, вазах, курильницах, бронзовых статуэтках. Каждую вещь хочется рассматривать неспешно, часами. Сокровища императорской Японии располагаются в двух залах – Успенской звоннице и в Патриаршем дворце.

Новости культуры