29.06.2017 | 15:20

Экспозиция в Царском Селе рассказывает о жизни Романовых в период между двумя революциями

Жизнь как экспонат. В Камероновой галерее открывается выставка «Царское Село. 1917. Накануне». Представлены фотографии, произведения искусства и предметы убранства Екатерининского и Александровского дворцов, личные вещи императорской семьи. Цель – рассказать, как в период между двух революций, последний дом последнего императора постепенно превращался в музей.

Романовы жили здесь с февраля до конца июля 1917 года на положении заключенных. А во дворцовых покоях и павильонах уже работала художественно-историческая комиссия, которая описывала дворцовое имущество. Временное правительство выдвинуло на эту работу достойных людей: художника Александра Бенуа и архитектора Георгия Лукомского. Последний именем временного правительства приостановил разграбление резиденции.

«На эту половину не может заходить никто в одиночку, только комиссионно, как мы бы сейчас сказали. Он пишет: не менее трех человек, и он − еще один пункт приказа. Тут не должно быть тронуто ничего. Ни один листик календаря не должен быть тронут и перевернут: как стоит 31 июля − так и должно оставаться. Цветы в вазах даже, если засохнут, так и должны оставаться − таков был его приказ», − пояснила заместитель директора музея-заповедника «Царское село» Ираида Ботт.

Все предметы тщательно описывались, а интерьеры фотографировались. Это позволило сохранить для потомков исторический облик дворцовых апартаментов. Самый запоминающийся экспонат − черкесска наследника престола. Царевич Алексей носил ее в Тобольске. Сначала она тоже оставалась во дворце. Ведь Романовы думали, что их просьба будет удовлетворена, и местом их заключения окажется крымская Ливадия.

«Они уехали, можно сказать, налегке, и потом эти теплые вещи из Александровского дворца отправлялись в Тобольск, еще гуманное отношение было: попросили − отвезли. Интересно, что в тех вещах, в том запросе были даже лыжи, то есть они уходили в зиму. Несколько лет назад на аукционе в Европе были выставлены на продажу. Теперь мне понятно: откуда», − добавила Ираида Ботт.

Когда к власти пришли большевики, Луначарский, несмотря на протесты Лукомского, распорядился раздать детские вещи царевича Алексея в сиротские учреждения. Выставка в Камероновой галерее не столь велика − всего 50 предметов. Но она позволяет понять: какой ценой было сохранено наследие Дома Романовых.

Новости культуры