28.06.2017 | 20:30

В Ферапонтовом монастыре ведутся работы по оцифровке уникальных фресок Дионисия

В Ферапонтовом монастыре в Вологодской области ведутся работы по оцифровке уникальных фресок Дионисия. Они созданы в начале XVI века – лет за десять до того, как Микеланджело расписал Сикстинскую капеллу. Специалисты считают, что по значимости эти произведения равноценны. Оцифровке в Ферапонтово подлежат 300 древних фресок – а это более 600 квадратных метров росписи. Репортаж Антона Николаева.

Ферапонтов монастырь – единственное в России место, где фрески Дионисия сохранились в первозданном виде. В 1502 году гениальный иконописец вместе с сыновьями расписал собор Рождества Богородицы, и с тех пор фрески ни разу не поновлялись. Об этом чуде древнерусского искусства написаны сотни книг. Ни свет, ни цвет, а какая-то особая светоносность.

На роспись ушло всего 34 дня. Фотографы, которые уже второй месяц заняты оцифровкой фресок, о темпах Дионисия даже не мечтают. Успеть бы до конца лета. Конечным итогом работы станут высококачественные снимки, их планируется выложить в облако для всех исследователей, создать виртуальный тур по храму. Музею фресок эта фотофиксация важна с точки зрения мониторинга состояния росписей.

«Вы видите молодого человека, который работает на уникальном аппарате, который производит объемную трехмерную съемку поверхности. Этот сканер с точностью до одного микрона воссоздает поверхность на глубину два сантиметра», − рассказала исполнительный директор Благотворительного фонда «Пери» Полина Филиппова.

Проект нацелен на популяризацию наследия Дионисия среди молодежи, которую можно чем-то зацепить только в интернете. Марина Серебрякова в Ферапонтово работает 49 лет, 36 из них директором Музея фресок. Сегодня в качестве волонтера ведет Школу Дионисия для школьников. Ее продолжатель, нынешний хранитель фресок Елена Николаевна, в 1982 году приехала внештатным экскурсоводом, да так и осталась

Монастырь, основанный преподобным Ферапонтом, просуществовал до 1798 года. Затем храмы стали приходскими. После революции их закрыли, богослужения прекратились. Но свет фресок Дионисия продолжает привлекать сюда со всего мира тысячи людей ежегодно.

«В этих росписях определено место человека. Кто он, каким он может стать благодаря тому, если будет подражать тому, что здесь изображено. Как он может для себя открыть этот потрясающий мир. И, конечно, древнерусский иконописец стремится в этом смысле создать идеальный мир Царствия небесного», − рассказала хранитель собора Рождества Богородицы в Ферапонтово Елена Щелкова.

Уже много-много лет этот храм не слышал молитвы. А ведь только во время богослужения и можно в полной мере понять великий замысел гениального иконописца.

Новости культуры