28.06.2017 | 15:22

Питер Брук привез на Чеховский фестиваль постановку по мотивам эпоса "Махабхарата"

Спустя тридцать лет легендарный режиссер Питер Брук вновь обратился к древнеиндийскому эпосу «Махабхарата». В 1985 году девятичасовой спектакль по мотивам этого произведения стал главным событием Авиньонского фестиваля. Новая постановка гораздо короче – всего 75 минут.

В центре сюжета – та часть книги, в которой потомки правителя Бхараты пытаются справиться с последствиями пережитой войны. Спектакль, получивший название «Поле битвы», уже объехал множество стран мира. И вот теперь вошел в программу Чеховского фестиваля. Репортаж Валерии Кудрявцевой.

«Поле битвы» Питера Брука – в Москве разворачивается на сцене Театра Наций. Любопытно, что в 1950 годах – первый в России спектакль знаменитого английского режиссера был показан тоже в этом театре. Тогда Брук приезжал лично. На этот раз 92-летний режиссер путешествовать не решился. В интервью он говорит: «Если мы решили вернуться к этой работе сейчас, то только потому, что возникла необходимость найти в ней нечто, имеющее значение для нас сегодняшних». Брук ставил спектакль по индийскому эпосу «Махабхарате» 30 лет назад, и вот – новая версия.

Журналистам показали лишь небольшой фрагмент спектакля – интригу берегут для зрителя. «Махабхарата», созданная тысячи лет назад, вобрала в себя важнейшие метафизические идеи наряду с простейшими проявлениями повседневной жизни. Индийцы считают, что в книге есть ответы на все вопросы бытия. Историю рассказывают четыре актера и музыкант. Звучит единственный инструмент – тамбурин.

«Однажды мне довелось выпить чаю с Бруком. Мы говорили о состоянии сегодняшнего мира, людей, много о чем. Несколько дней после этого я не хотела ни есть, ни пить, потому что это была совершенно феноменальная встреча – человек, который видел примерно век истории, смотрит на мир все еще с добротой, интересом и пониманием. Это невероятно подкупило меня тогда. А спустя два года мне позвонили и позвали в эту работу», − рассказала актриса (Франция) Кароль Каремера.

Брук выстраивает спектакль по одному ему известным законам. Актерам предоставляет свободу, от размера которой тем порой бывает страшно. Дает право на ошибку, говорит, не нужно быть артистом: быть человеком – вполне достаточно. Как из этого рождается законченный спектакль – становится ясно только в конце.

«Работая с Бруком, я научился очищать свою работу от всего внешнего, наносного, псевдокрасивого. Только прямота, честность и точность в деталях, отказ от актерских претензий. Ты здесь, чтобы рассказать историю, а не показать себя. Вот это главное, что я вынес для себя из этого проекта», − пояснил актер (Ирландия) Шон О'Каллаган.

В то время, когда современный театр стремится задействовать все новые технические возможности времени, Питер Брук достигает максимального эффекта с помощью невероятно экономных средств. Декорации «Поля битвы» – более чем аскетичны. Ничто не отвлекает от режиссерского замысла, актерских работ и таланта художника по свету.

Московские показы – последние для некоторых из участников. У них впереди другие проекты. Но известно, что уже готов новый состав для «Поля битвы». Для Питера Брука это, очевидно, важная работа.

Новости культуры