23.06.2017 | 20:06

Последний в России плавучий маяк "Ирбенский" станет экспонатом Музея Мирового океана

Плавучий маяк «Ирбенский» отправился в свое последнее плавание и скоро станет экспонатом калининградского Музея мирового океана. Ведь такой корабль был в нашей стране единственным. А теперь стал и вовсе последним в мире.

Выход «Ирбенского» из дока Кронштадтского морского завода стал уникальной операцией, в ходе которой сотрудники Музея Мирового океана доказали, что они не белые воротнички и не архивные юноши. Буксирам не удалось войти в узкий док, и музейные работники с помощью матросов завода вручную развернули плавмаяк.

«Здесь стоит большой корабль “Смольный”, буксиры побоялись его повредить. Поэтому мы сами развернули вручную “Ирбенский”, благо у нас заместитель по флоту − яхтсмен, моряк, понимает, что к чему, и команда опытная», − рассказала директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова.

В 1962 году “Ирбенский” заступил на службу в одном из самых опасных проливов Балтийского моря − Ирбенском. И больше двадцати лет предупреждал корабли, светил, гудел и распространял радиосигналы. Экипаж плавмаяка состоял из девятнадцати человек. Они следили за оборудованием, проводили гидрографические и метеорологические наблюдения. Уникальный светооптический аппарат с линзой Френеля обеспечивал видимость огня маяка на расстоянии восемнадцати километров. Уцелевшая каким-то чудом линза уже в Калининграде – на реставрации.

«Линза хрустальная, она сейчас в таком состоянии, что очень бережного отношения требует», − пояснил зам. ген. директора Музея Мирового океана по флоту и общим вопросам Алексей Шуткин.

После прекращения работы маяка в конце 1980-х годов его использовали как штаб военно-морской дивизии. В 2000-х «старичка» списали, хотели продать на металлолом. Выставляли на торги несколько раз, но покупателя не нашлось. Когда два года Музей Мирового океана получил маяк, он был в состоянии стабильно тяжелом.

«Будем говорить так: что-то удалось, что-то не удалось. Потому что восстанавливать старый пароход, который был брошен, никому не нужен, десять лет его грабили, ленивый только, наверное, здесь ничего не отвинчивал. А потом это все надо было восстанавливать без чертежей», − отметил капитан плавмаяка «Ирбенский» Борис Пресняков.

Путь до Калининграда − почти тысяча километров − продлится четыре – пять дней в зависимости от погоды. Маяк отправился на двух буксирах без единой живой души на борту. И спасательные круги − лишь экспонаты будущего музея, который откроется через два года.

Новости культуры