20.06.2017 | 18:45

Эксклюзив. Интервью Арианны Ринальдо – члена жюри конкурса фотожурналистики им. А. Стенина

Арианна Ринальдо, член жюри Международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина, художественный директор международного фестиваля Cortona On The Move в Италии. Увлечение фотографией началось в 1998 году в Нью-Йорке, когда Арианна получила должность директора архива в международном фотоагентстве Magnum Photos. Сейчас она регулярно участвует в просмотре портфолио и в жюри конкурсов по всему миру, а также выступает в качестве спикера и преподавателя.

Почему вы решили стать членом жюри Международном конкурсе фотожурналистики имени Андрея Стенина?

Я имела честь быть приглашенной к участию и была рада это приглашение принять. Я судила разные конкурсы фотожурналистики в разных странах мира, и это очень интересно – узнавать больше о других культурах, о политике других стран. Когда видишь, как фотографы в разных странах документируют окружающий их мир,  это всегда очень обогащает.

Как вы относитесь к художественным элементам в документальной съемке?

Мне нравятся художественные элементы в документальных фото, если художественное означает творческое. Каждое изображение – создание фотографа.  В случае документалистики оно основано на реальности, но все равно на него влияет культура, опыт и точка зрения фотографа.

Что на ваш взгляд важнее для фотокорреспондента: хорошо продуманная фотоистория или кадр, когда фотограф оказался в нужном месте в нужное время?

Я очень люблю повествование, так что я предпочту историю, продуманную и развитую, выполненную в оригинальной и понятной манере. Разумеется, в случае съемки чрезвычайных или рутинных событий часто одного идеального изображения хватает, чтобы донести мысль фотографа. Все зависит от контекста и намерения автора, что он хочет показать, и как.

По вашему мнению, важнее качество съемки или оперативность?

Качество съемки очень важно, особенно сейчас, когда изображений так много и низкокачественные фото заполонили социальные сети. Технически подкованные фотографы могут изменить дело к лучшему путем правильно донесенного сообщения. Однако есть ситуации, к примеру, народная журналистика, когда важнее оказаться в нужное время в нужном месте и сделать фото, пусть даже плохого качества. В этом случае, самое главное  - быть свидетелем события, хотя это не совсем то, что мы называем профессиональной фотожурналистикой.

Что должно быть в фотографии, чтобы привлечь ваше внимание?

Хороший свет (темные или яркие тона), интересный объект, движение или элементы, создающие ритм, но самое главное - хорошая история.

Как могут реализовываться сейчас фотографы в профессиональном плане, когда электронные СМИ превалируют над печатными?

Нет ничего плохого в электронных СМИ. Да, это означает меньше бумаги, меньше журналов, меньше денег на них, но зато так много площадок для показа твоих работ, возможностей распространять изображения по всему миру, получить признание и участвовать в профессиональных сообществах, которые могут обогатить твои работы и видение как фотографа.

На ваш взгляд, существуют ли этические рамки для получения хорошей репортажной фотографии (например, режиссура кадра)?

Если мы говорим о документальной фотографии, то этические рамки ограничиваются собственно этикой. Намерение фотографа должно быть честным и явным. Я не против постановочных фото, и того, что называется манипулятивной (очень негативная оценка) фотографией, если тому есть причина (чтобы лучше донести мысль или отразить ситуацию, предложить взгляд на определенный вопрос) и эта попытка удачна. Если это сделано не  ради эстетизма, но с определенным смыслом.

Какова должна быть спортивная история или фотография, чтобы фотограф получил Гран-При?

О, спортивная фотография – нелегкое дело из-за множества существующих стереотипов и клише. Я думаю, что победителем может стать фотография, которая запечатлела не «решающий момент» или «победу» (как мы часто видим), но может быть, момент перед этим или после, то есть, напряжение, радость или печаль спортсмена. Надо показать спортсмена не просто как игрока, а как человека со своими эмоциями.