17.06.2017 | 17:41

Исполнилось 135 лет со дня рождения Игоря Стравинского

Игорь Стравинский - композитор невероятной музыкальной жадности и чуткости. Одно из его прозвищ − «человек с тысячью лиц», и казался он таковым, потому, что ученик не стал продолжателем искусства учителя. Судьба Стравинского – это разноцветье стран, стилей, знакомств. Они сопровождали композитора всю его жизнь. Репортаж Анастасии Егоровой.

Игорю Стравинскому посвящается…

Король бибопа Чарли Паркер, например, встретив однажды Стравинского на клубном концерте в Нью-Йорке, вставил в исполняемую композицию мотив из его «Жар-птицы». А Чарли Чаплину композитор предлагал создать совместный фильм, и они даже успели обсудить сюрреалистическую историю про Иисуса. Сегодня исполнилось 135 лет со дня рождения «композитора-хамелеона» - это еще одно прозвище Игоря Стравинского.

Музыка Игоря Стравинского − вне времени. Сейчас, может быть, еще более актуальна, чем в начале XX века.

2017 – Год Игоря Стравинского. Все материалы темы

«Законодатель музыкальных мод», «человек тысячи и одного стиля» − так называли его еще при жизни за необычайное разнообразие творчества. Хотя сейчас на Западе Стравинский гораздо более популярен, чем в России. И год композитора должен исправить эту ситуацию.

«Мне кажется, Стравинский, при том малознакомый Стравинский, не только его русский период, должен быть освещен ярче, и ничто не работает так, как живое исполнение», − отметил дирижер Валерий Гергиев.

Игорь Стравинский перестал быть композитором нового времени. Его творчество давно стало классикой. Несмотря на это, музыкант продолжает преподносить сюрпризы. В библиотеке Санкт-Петербургской консерватории нашли партитуру «Погребальной песни». Произведение исполнили лишь однажды, в 1909 году. И долгое время считалось утраченным. «Песнь» Стравинский сочинил на смерть Римского-Корсакова. Тот был единственным учителем молодого композитора.

«Для меня Год Стравинского никогда не начинался, потому что он никогда не заканчивался, я всю жизнь этого композитора обожал и много играл, и буду играть в следующем году», − поделился дирижер Владимир Юровский.

Среди потомков Стравинского – нет музыкантов. Все разбросаны по миру – живут в Австралии, Швейцарии. Анастасия Казаченко-Стравинская, правнучатая племянница композитора – одна из немногих, оставшихся в России. В этом году она организовала фонд его имени. Главная цель – создать музей на родине композитора, в Ораниенбауме. Там на Швейцарской улице Игорь Стравинский родился.

«Осталась довольно большая коллекция, интересная, разнообразная. Она состоит из разных блоков – литература, книги, гравюры, картины, поэтому есть на чем строить музей», − рассказала директор Фонда им. Игоря Стравинского Анастасия Казаченко-Стравинская.

Фонд Стравинского уже провел пару выставок. В Центральном музее музыкальной культуры выставляли личные вещи, фотографии, письма, архивные документы, даже его список расходов: «купил чай, фуфайку, два бифштекса по рубль двадцать пять». Сейчас готовят проект, посвященный, в том числе и годовщине приезда «космополита», как называли Стравинского в СССР в 1962 году.

Из России музыкант эмигрировал в 1914 году из-за Первой мировой войны. Переехал сначала в Швейцарию, затем во Францию, позже жил в США. Большинство лучших произведений он написал за границей – и оперу «Мавра», и «Царь Эдип», и «Орфей». Хотя в Россию всегда стремился.

«Когда он приезжал в Москву, я с ним познакомился, конечно, совершенно необыкновенный человек. В XX веке без него музыка не существовала и никогда существовать не будет», − считает композитор, заслуженный деятель искусств РФ Максим Дунаевский.

В тот самый долгожданный приезд в Советский Союз Игорь Стравинский оставил родным свою фотографию, подписал «С обещанием снова увидеться». Сдержать слово не успел. Теперь его потомки дали обещание себе: напоминать о нем России как можно чаще.

Новости культуры