05.06.2017 | 11:47

В Музее "Царицыно" проходит выставка работ немецких художников - братьев Гроот

В музее-заповеднике «Царицыно» проходит выставка работ братьев Гроот – немецких художников, работавших в России во времена Елизаветы Петровны и Екатерины Второй. Картины братьев абсолютно различны по стилю и жанру. Старший – Георг – писал парадные портреты императрицы и её приближённых. Младший – Иоганн Фридрих – стал первым официально признанным в России художником-анималистом. В Царицыне впервые творческое наследие Гроотов представлено во всём объеме и разнообразии.  Репортаж Станислава Дорэ.

Старший из братьев, портретист Георг Гроот первым приехал в Россию и почти сразу же был принят великосветским обществом. Заказов было огромное количество: многие мечтали оказаться запечатлёнными на холсте кистью прославленного иностранца, тем более что ему благоволила сама Елизавета Петровна. Гроот-старший часто писал её портреты. В экспозиции -три самых ярких. Первый - парадный, классический. Второй - маленьких размеров, на котором императрица изображена в маскарадном костюме, и третий, самый интересный, написанный в образе Флоры и жанре ню. На выставке портрет закрыт шторками, но вовсе не из-за цензурных соображений.

«Работа находилась во внутренних покоях императрицы и не висела просто так, а была скрыта тайной занавесочкой, и только избранным разрешалось открывать занавеску. Видимо, она сама открывала избранным занавеску и показывала себя в таком виде», - отмечает куратор выставки Людмила Маркина.

Когда Георг Гроот узнал, что императрица планирует устроить в Царском Селе павильон, где бы экспонировались исключительно картины животных, то он сразу же порекомендовал своего брата, художника-анималиста Иоганна Гроота. Кстати, до его приезда этот жанр у нас в стране был мало развит, так что художник занялся его популяризацией и возглавил класс «зверей и птиц» в Академии художеств. Гроот-младший часто обращался к довольно жестоким сюжетам – с моральным подтекстом и намёком, что в коварстве человек и животное схожи.

«Как не вспомнить поговорку: «Судьба - индейка, а жизнь – копейка». И я хотела бы сказать, что в каждом сюжете есть нравоучительные моменты, и это характерно для XVIII века, и многие работы носят скрытый смысл», - рассказывает куратор выставки Людмила Маркина.

Критикуя коварство и жестокость, сам художник в своей работе всё же не гнушался методов, которые сегодня наверняка вызвали бы бурю протестов у защитников животных. Часто Гроот использовал не чучела, а живых птиц, которых растягивал за крылья и привязывал ремешками к специальным виселицам, так чтобы птица как будто бы находилась в полёте. 

Новости культуры