02.06.2017 | 10:18

В "Геликон-опере" состоялась премьера постановки Кирилла Серебренникова "Чаадский"

В «Геликон-опере» состоялась мировая премьера. Кирилл Серебренников  поставил оперу Александра Маноцкова «Чаадский». Автор идеи – Павел Каплевич. В названии – отсылка сразу к двум известным персонажам – реально существовавшему Чаадаеву и литературному, созданному Грибоедовым, - Чацкому. Первая встреча авторов спектакля с труппой состоялась чуть больше месяца назад. Репортаж Валерии Кудрявцевой.  

Кирилл Серебренников поставит в "Геликоне" оперу "Чаадский"

«Это вообще очень русская, очень московская история». Так написал Кирилл Серебреников накануне премьеры своего спектакля. Конечно, журналисты рассчитывали услышать подробности на пресс-конференции. Но режиссер так и не появился.

О работе рассказали его коллеги. Автор музыки – Александр Маноцков, известный петербургский композитор, пишущий во многих жанрах – от авангарда до церковной музыки. При создании этой оперы он, кстати, использовал темы грибоедовских вальсов.

«Мне хочется верить, что несколько лет спустя мы увидим, что современная опера станет не редким экзотическим событием, а повседневным, повсеместным, острожеланным для публики», - отметил  Александр Маноцков.

Сложность и необычность вокальных партий, короткий срок репетиций и, конечно, уже традиционно нетрадиционное прочтение классики. Александр Маноцков сплел вместе Чацкого и Чаадаева - яркие примеры того, как человек, вырываясь из душной для него чиновничьей действительности – гибнет или сходит с ума.

Худрук театра "Геликон-опера" Дмитрий Бертман рассказывает: «Все театры строят свой репертуар на гарантированных классиках, чтобы обеспечить кассу. И всегда постановка современной оперы - риск, всегда очень интеерсно».

Кирилл Серебренников разделил мир на две части: мир успешных, богатых людей, одетых по последней моде, и мир тех, кто эту жизнь обеспечивает. По замыслу режиссера, они как атланты держат поверхность, на которой существуют богатые и счастливые. Сценографически это решено так, что певцы не касаются пола – их носят на специальных платформах, что, конечно, усложняет задачу.

Феликс Коробов дирижирует уже второй премьерой современной оперы за неделю. Сначала «Метаморфозы любви» Александра Журбина, теперь – «Чаадский». Появление в театре современной оперы отмечает как тенденцию.

«Такая череда оперных премьер говорит о том, что театры наконец-то занялись очень важным делом – своим будущим. Потому что невозможно все время жить на более или менее романтическом репертуаре XIX века, а конец ХХ века считать сложной музыкой», - рассказал Феликс Коробов.

Артисты отнеслись к работе с энтузиазмом. Кто-то ради роли преодолел боязнь высоты, кто-то учил текст в рекордные сроки, многие впервые поют современную оперу. Зрителям же очевидно придется преодолеть хрестоматийное.

Новости культуры