19.05.2017 | 10:36

После реставрации в Петергоф вернулись мраморные скульптуры XVIII - XIX веков

В парк Монплезир музея-заповедника «Петергоф» вернулись скульптуры, которые почти полгода находились на реставрации. Плачевное состояние памятников, постоянно подвергавшихся воздействию дождя и ветра, потребовало от реставраторов весьма серьезного вмешательства, и «античным Богам» это пошло на пользу. Репортаж Алексея Комарова.

За полиэтиленом даже не сразу удаётся разглядеть, что в деревянных ящиках скрыты Вакх, две его неистовые спутницы и Психея.

«С течением времени, естественно, встает вопрос о капитальной реставрации, потому что скульптуры, которые простояли уже двести лет под открытым небом, неизбежно имеют ряд утрат», - рассказывает хранитель Фонда скульптуры ГМЗ «Петергоф» Виль Юмангулов.

Скульптуры увезли из парка в начале года. В мастерской их отбелили и покрыли специальным раствором. Это смесь искусственного и натурального пчелиного воска. Она нужна, чтобы заполнить все сколы и сохранить камень. Реставрация шла четыре месяца. И все это время пьедесталы пустовали.

Установка скульптуры - это по-настоящему ювелирная работа, которая требует стопроцентной точности и похожа на какую-то спецоперацию. В ней участвуют около десяти человек, ведь одно неровное движение, и скульптура может разбиться.

Именно из-за этой ювелирной точности, кажется, что не рабочие устанавливают трехсоткилограммовую Психею на прежнее место, а она сама парит в воздухе как настоящая античная богиня.

«Психея с бабочкой» – одна из десяти статуй, заказанных в Карраре в 1870 году, специально для петергофского каскада «Золотая гора». Правда, насекомое из рук девушки исчезло после Великой Отечественной войны. Во время реставрации специалисты по фотографиям воссоздали бабочку. И теперь эта вариация знаменитой скульптуры «Амур и Психея» Антонио Кановы выглядит в точности такой, какой она и была задумана.

«Использовали каррарский мрамор. Скульпторами это было все аккуратно вырезано и вставлено. И также было пропитано биоцидом и гидрофобами», - рассказывает реставратор Геннадий Погонец.

Старение мрамора – это проблема, с которой сталкиваются многие музеи мира. По словам специалистов, до сих пор не изобретен универсальный метод, позволяющий остановить разрушительный процесс. А замена скульптур на копии, как, например, это сделали в Летнем саду, не всегда выход.

«Мы практически получаем скульптуры XXI века. Поэтому там, где можно, там, где скульптура жива, есть возможность продлить скульптуре жизнь на 10 – 20 – 30 лет, делается ее реставрация», - отмечает генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая.

Увидеть отреставрированные скульптуры можно на Монплезирской аллее Нижнего парка Петергофа. По словам специалистов, в таком виде они простоят более десяти лет. А после уже точно нужно будет делать копии, чтобы сохранить скульптуры.

Новости культуры