18.05.2017 | 10:11

Сегодня мир отмечает Международный день музеев

Сегодня мир отмечает Международный день музеев. Он празднуется с 1977-го года, на сегодняшний день – более чем в 150-ти странах мира. А между тем, довольно скоро – в 2019-м году – Международный совет музеев на очередной конференции должен принять новое определение «музея», уже девятое по счёту. На Западе о необходимости реформ в этой сфере всерьёз заговорили как раз в начале 70-х . Тогда появился классический текст канадского исследователя Дэвида Камерона «Музей – храм или форум». Хранилище памятников - или площадка для обсуждения актуальных проблем и просто для проведения досуга, где у посетителя совсем иные права. Российские музеи, вслед за зарубежными коллегами, активно осваивают новые выставочные технологии и современные методы привлечения публики. Насколько оправдан такой ребрендинг - выясняла Ирина Разумовская.

Сейчас становится очевидным, что популярность столичных музеев с каждым годом растёт. Об очередях на выставке давно слагают песни, поход в музей становится модным. А 2016-й был отмечен настоящим музейным бумом.

Число посетителей трёх ведущих музеев страны: Эрмитажа, Русского, Третьяковки – за год выросло на два миллиона человек. В ежегодном рейтинге самых посещаемых выставок мира от газеты The Art Newspapaper Russia - проект к 200-летию со дня рождения Айвазовского - на восьмом месте! «Но успех – это не только посещаемость», - говорит директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Музей выходит за рамки своих стен. Пассажиров метро в Третьяковку на Крымском Валу зазывает поезд, посвященный искусству XX века. К выставкам снимают тизеры, они мгновенно распространяются в социальных сетях, прямые трансляции лекций на обновленных сайтах музея собирают у компьютера сотни зрителей. Всё это – новый способ коммуникации с современным посетителем, побуждение его к походу в музей.

«Люди действительно хотят соприкоснуться с подлинником. И даже если ты можешь на экране своего компьютера или планшета максимально увеличить изображения той или иной картины, увидеть то, что ты не увидишь живым глазом, стоя перед этим полотном в музее, ты всё равно никогда не получишь того невероятного эмоционального заряда, который людям очень нужен и который они ищут!» - убеждена директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

О том, что российские музеи вышли на новый уровень, говорит и участие в этом году Пушкинского музея в Венецианской биеннале. На таком крупном форуме мирового искусства музей выступил впервые. Организовал целый павильон в отреставрированном палаццо, вместе с 14 современными художниками со всего мира размышляли о природе путешествий.

«Это совершенно иная история, не похожая на предыдущие, - говорит директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Марина Лошак. - Для нас было очень важно сделать этот шаг. Продемонстрировать реально существующий прогрессирующий интерес Пушкинского музея – музея универсального, традиционного, с репутацией музея старого искусства в основном – продемонстрировать, как для нас важно влияние живого искусства, искусства сегодняшнего дня в диалоге с искусством традиционным».

За успешными масштабными экспозициями, которые теперь часто называют выставками-блокбастерами, нельзя, конечно, забывать о проблемах музеев, не входящих в топы.

«Приходят новые люди, директора, крупное капитальное строительство вокруг музеев, но параллельно закрываются культурные инициативы – такие, как Музей кино с ярким лидером, Государственный центр современного искусства претерпел какие-то, с точки зрения культуры, непонятные трансформации, в Музее архитектуры происходит что-то странное, скандал с Музеем Рериха», - отмечает арт-критик, историк искусства Леонид Бажанов.

Это значит, что музейное сообщество, как любой живой развивающийся организм, не минуют серьезные проблемы. И их, конечно, нужно решать. А музейный бум, который мы наблюдаем сегодня, – хорошее для этого подспорье. 

Сегодня гостем программы «Главная роль» будет президент ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова. Не пропустите вечером, в 19:45.

Новости культуры